Главная » О заводе » История завода

История завода

ОЧЕРК ОБ ИСТОРИИ ЗАВОДА "КРАСНОЕ СОРМОВО"

КРАТКАЯ СПРАВКА

21 июля 2015 года исполнилось 166 лет одному из старейших судостроительных предприятий России - заводу "Красное Сормово".

От первых отечественных пароходов до уникальных атомных подводных лодок - таков долгий путь Сормовской машинной фабрики, основанной в 1849 году акционерным обществом.

Завод имеет яркую, богатую событиями, историю. Основной профиль завода – судостроительный, но за 166 лет своего существования он стал настоящим заводом-универсалом. Здесь в 1870г. была построена первая в России мартеновская печь для выплавки стали. А в 1953г. начала работать первая в мире установка непрерывной разливки стали. В разное время на Сормовском заводе производились паровозы, вагоны, паровые машины и дизели, железнодорожные мостовые сооружения, котлы, платформы и трамваи. Выпускалась и главная продукция – пассажирские пароходы, буксиры, сухогрузные и нефтеналивные суда, технический флот.

С первых дней существования завод был одним из главных     арсеналов     страны: строились военные суда, бронепоезда, выпускались боеприпасы, в 1920 г.  построен первый отечественный танк «Борец за свободу тов. Ленин».

К началу первой мировой войны в Сормове было построено более 500 судов, свыше 2000 паровозов, 60 тыс. единиц подвижного состава и другой продукции тяжелого машиностроения.

В годы первой мировой войны предприятие сокращает выпуск гражданской продукции и развивает снарядное и пушечное производство.

В 1918 году завод был национализирован, а с 1922 года называется "Красное Сормово".

С 1921 года по 1928 год завод восстанавливает все виды судостроительного производства, вагоностроение, паровозостроение, дизелестроение, а также осваивает ряд новых образцов промышленной продукции.

С середины 30-х годов прекращается выпуск бурового инструмента, вагонов, паровозов. Доминирующей отраслью становится судостроение.

В 1930 году открылась одна из самых удивительных и героических страниц истории завода: 23 февраля на «Красном Сормове» была заложена первая ДПЛ «Комсомолец» проекта «Щука» III серии.  Подводные лодки стали самым высоким вкладом завода в оборону страны, которые строились с 1930 по 2005 год. За 75 лет подводного судостроения построено и сдано ВМФ более 300 боевых подводных кораблей, в т.ч. 26 атомных.  Также производились спасательные подводные снаряды пр.1837 «Приз» и «Бестер» и другая техника для работы под водой.

С 1918 до 1941 год завод построил свыше 240 надводных судов, не считая подлодок, и 300 капитально отремонтировал. Выпущено было 600 дизелей, более 1000 паровозов, свыше 80 тысяч вагонов и других единиц подвижного состава.

В годы Великой Отечественной войны в исключительно сжатый срок ряд цехов переоборудуется под выпуск танков Т-34, которых было изготовлено около 12 тысяч, перестраивается металлургия, выпускаются артиллерийские снаряды, корпуса реактивного вооружения.

После войны завод переходит на серийный выпуск грузопассажирских судов для Волжского бассейна и пассажирских паровозов серии "СУ".

Выдающимся достижением сормовичей является внедрение крупносекционного метода постройки речных судов.

Построив в 1955 году первую в стране Установку непрерывной разливки стали, сормовичи положили начало новому технологическому процессу в металлургии.

С начала 50-х годов и по настоящее время судостроительный профиль вновь стал определяющим. Идет насыщение речных и морских водных путей различными судами с маркой "Красное Сормово".

Сормовичи вносят огромный вклад в укрепление оборонной мощи нашей Родины, начав вновь строить подводные лодки, которые высоко оцениваются специалистами.

Многие технические новшества и достижения отечественной промышленности неразрывно связаны с историей завода:

- первая в России мартеновская печь;

- первый в мире дизель-электроход;

- первые  отечественные танки;

- первая установка непрерывной разливки стали;

- первые суда на подводных крыльях.

Все это получило рождение на Сормовском заводе. Многие виды продукции, выпущенной на заводе, являлись уникальными, не имеющие аналогов в стране или не уступающие мировым образцам.

Завод пережил практически «нулевую» конверсию, успешно перешел на рыночные отноше­ния, сохранил производственный и интеллектуальный потенциал и выпускает конкурентоспособную продукцию: сухогрузные теплохо­ды и нефтеналивные танкеры, баржи, дноуглубительные суда и т.д.

Спецпродукция выпускается и в настоящее время. Завод является единственным обладателем двух уникальных производств, созданных в РФ. Это единственное в России производство подъемно-мачтовых устройств, а также уникальное производство по изготовлению торпедно-ракетных комплексов для всех дизельных и атомных подводных лодок ВМФ нашей страны и на экспорт.

«Красное Сормово» известно не только своей современной вы­сококачественной продукцией, но и зарекомендовало себя как на­дежный партнер. Государство ви­дит в нем добросовестного нало­гоплательщика, а заказчики - ис­полнительного и честного парт­нера по бизнесу.

Конкурентоспособность ком­пании позволяют повысить осво­ение мирового опыта, повышение эффективности бизнеса, внедре­ние инноваций, новой техники, прорыв в техническом перевоору­жении, быстрое реагирование на изменения на рынке, своевре­менное и качественное выполне­ние договорных обязательств.

На заводе реализуется не­сколько инвестиционных про­грамм, в рамках которых внедря­ются современные технологические разработки. Суда строятся в соответствии с самыми высокими стандартами безопасности и защиты окружающей среды. Современные технологии и проектирование с ис­пользованием CAD/САМ систем обеспечивают высокое качество строительства судов.

Главным богатством завода всегда были люди - квалифицированные кадры рабочих, инженерно-технических работников, выдающиеся ученые и организаторы производств. Не одно поколение сормовичей создавало славу завода. Здесь выросли десятки славных сормовских династий, рабочий стаж которых на заводе исчисляется сотнями лет. Самоотверженный  труд тысяч сормовичей отмечен орденами и медалями, десятки из них удостоены звания героя труда, государственных премий.

Вклад предприятия в экономику и оборону страны отмечен двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного знамени, Отечественной войны I степени,  Октябрьской революции.