Арсенал победы

ПРОИЗВОДСТВО «КРАСНОЕ СОРМОВО»

- одно из ведущих судостроительных предприятий России и один из старейших оборонных заводов страны. Сочетание высокого патриотизма и мастерства рабочих Сормова с талантом инженеров и конструкторов внесло значительный вклад в Великую Победу в самой страшной из войн.


эмблема 75 лет победы
логотип танкпром

В 2025 году мы празднуем главную дату страны - 80 лет Победы в Великой Отечественной войне. Также в этом году «Танкпром» отмечает свой 105-летний юбилей.


Красное Знамя Государственного Комитета обороны

В годы Великой Отечественной войны на протяжении 33 месяцев коллектив завода удерживал переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны и заслужил право на его вечное хранение.

Произведено 13 887 танков Т-34
Произведено 13 887 танков Т-34
27 подводных лодок типа «С» и «М»
27 подводных лодок типа «С» и «М»
1,5 млн снарядов для «Катюш» и тысячи тонн других боеприпасов
1,5 млн снарядов для «Катюш» и тысячи тонн других боеприпасов
Отремонтировано 41 подводная лодка
Отремонтировано 41 подводная лодка
В 5,5 раза увеличен выпуск товарной продукции
Производительность труда возросла в 4 раза

ВКЛАД ПРОИЗВОДСТВА «КРАСНОЕ СОРМОВО»
в ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ

Снаряды, пушка, броневой щит времён Первой мировой войны

В период Крымской войны (1856) на Сормовском заводе производились ядра для артиллерийских орудий и строились военно-морские суда для Каспийской флотилии. В годы Первой мировой войны завод организовал массовое производство пушек, снарядов (1,5 миллиона единиц), а также полевых кухонь, санитарных и сапёрных повозок для военных нужд.

Современный вид завода, спуск судна

21 июля 2024 года завод «Красное Сормово», одно из старейших предприятий России, отметил своё 175-летие. С момента основания завод активно участвовал в оборонной промышленности страны.

Первые дизельные подводные лодки. 1930 - 1940

«Красное Сормово» было одним из немногих предприятий, которые в мирное время работали на оборону страны. В 1930 году на заводе была заложена первая дизельная подводная лодка «Комсомолец» типа «Щука». Десятки подводных лодок типов «Щука», «Малютка» и «Эска» были переданы Военно-морскому флоту в предвоенные годы.

Бронепоезд и суда Волжской военной флотилии, первые танки в период Гражданской войны

Завод строил бронепоезда и оснащал броней суда. Сормовские рабочие собрали первые отечественные танки.

Постановление Государственного Комитета Обороны №1

На момент начала Великой Отечественной войны у завода был накоплен огромный опыт в производстве военной продукции. Первым постановлением Государственного Комитета Обороны от 1 июля 1941 года заводу «Красное Сормово» было поручено срочно организовать производство средних танков Т-34 и боеприпасов, приостановив строительство судов и подводных лодок.

Танк Т-34-76

Корабелы начали производство танков. Первые боевые машины, собранные на заводе, были отправлены на защиту Москвы в октябре 1941 года.

Цеха сборки танков, танковые детали, траки

Было непросто. На фронте шли ожесточённые бои, а у судостроителей началась своя битва — за успешное освоение производства танков, выпуск броневого литья и проката, производство танковых траков и отливку башен для танков.

Подростки и женщины у станков, ветераны производства, фронтовые бригады

К станкам встали женщины и подростки, заменив мужей и отцов. На предприятие вернулись сотни ветеранов, опытные производственники, создавались фронтовые комсомольско-молодёжные бригады.

Огневые и ходовые испытания танков (наркомовские)

Перед отправкой на фронт каждый танк проходил огневые и ходовые испытания — наркомовские пробеги на 30 и 50 километров. Испытателем на заводе работал сын директора, шестнадцатилетний Александр Рубинчик. Когда ему исполнилось 18, он ушёл на фронт как лейтенант вместе с танковой колонной «Горьковский комсомолец».

Танк Т-34-76 покидает цех. Директор завода Е.Э. Рубинчик

В 1942 году, во время Сталинградской битвы, завод взял на себя производственную программу Сталинградского тракторного завода, выпуская дополнительно 50 танков ежемесячно сверх плана.

Танк Т-34-85

Курская битва стала местом, где наши танки вступили в бой с вражескими «Тиграми». и «Пантерами» показала, что танку Т-34 необходима «длинная рука» — более мощное орудие и крепкая броня. Новый усовершенствованный танк получил индекс Т-34-85. Эта боевая машина была признана лучшим танком Второй мировой войны.

Танки, привезённые с полей сражений для ремонта

Сормовские мастера отремонтировали более тысячи танков.

10000-й танк и его экипаж

В марте 1945 года завод выпустил 10000-й танк, который был приобретён на средства братьев-танкистов Бойко и Золотко и сражался с фашистами как именной танк — «Мстители Донбасса».

Танк-огнемёт и плавающий танк

Сормовские инженеры разрабатывали и строили танки-огнемёты и водоплавающие танки (проект).

Дизельные подводные лодки «Малютка» и «С» («Эска», «Сталинец»)

С 1942 года на заводе возобновили строительство дизельных подводных лодок «Малютка» и «С» («Эска», «Сталинец»). Они участвовали в боях на Балтике, в северных и дальневосточных морях.

Сормовские танки, ставшие памятниками

Сотни танков Т-34 были установлены на постаменты — от Нижнего Новгорода до городов Европы. В нашем городе находятся два танка Т-34-85 и один Т-34-76.

«С-13», Александр Маринеско

Подвиг дизельной подводной лодки «С-13» под командованием Александра Маринеско был назван «атакой века». Лодка потопила крупнейшее транспортное судно Германии «Вильгельм Густлофф» с 3700 подводниками на борту.

Памятники и знаки в честь Сормовских подводных лодок и моряков, совершивших подвиги

Рубка легендарной подводной лодки "С-13" сегодня установлена в Нижегородском кремле.

ГЕРОИ
ВОЙНЫ
<span>ВОЛОДИН</span> Семён Егорович
ВОЛОДИН Семён Егорович
(1913 – 1980)
Герой Советского Союза. Летчик-штурмовик.
Генерал-майор.
<span>ГОЛОВИН</span> Василий Степанович
ГОЛОВИН Василий Степанович
(1904-1945)
Герой Советского Союза. Пехотинец, политработник.
Капитан.
<span>ЗИНОВЬЕВ</span> Иван Иванович
ЗИНОВЬЕВ Иван Иванович
(1919 – 1998)
Герой Советского Союза. Летчик-штурмовик.
Полковник.
<span>ИВАНОВ</span> Василий Константинович
ИВАНОВ Василий Константинович
(1921 – 1949)
Герой Советского Союза. Летчик-бомбардировщик.
Капитан.
<span>КАЛИНИН</span> Дмитрий Семенович
КАЛИНИН Дмитрий Семенович
(1910 – 1943)
Герой Советского Союза. Моряк.
Капитан.
<span>КУЗИН</span> Александр Григорьевич
КУЗИН Александр Григорьевич
(1914 – 1990)
Герой Советского Союза. Летчик-штурмовик.
Подполковник.
<span>МАЯКИН</span> Алексей Степанович
МАЯКИН Алексей Степанович
(1919 - 2003)
Герой Советского Союза. Пехотинец.
Капитан.
<span>РЯЗАНОВ</span> Василий Георгиевич
РЯЗАНОВ Василий Георгиевич
(1901– 1951)
Герой Советского Союза. Генерал-лейтенант авиации.
<span>СИДОРОВ</span> Иван Захарович
СИДОРОВ Иван Захарович
(1909–1943)
Герой Советского Союза. Старший лейтенант, пехотинец.
<span>СУТЫРИН</span> Александр Александрович
СУТЫРИН Александр Александрович
(1912-1955)
Герой Советского Союза. Моряк, капитан 1-го ранга.
<span>ТРУБАЧЕВ</span> Василий Алексеевич
ТРУБАЧЕВ Василий Алексеевич
(1901–1964)
Герой Советского Союза. Генерал-майор, командир стрелковой дивизии.
<span>ТРУСОВ</span> Евгений Иванович
ТРУСОВ Евгений Иванович
(1917–1943)
Герой Советского Союза. Лейтенант, пехотинец.
<span>ХОЛСТОВ</span> Алексей Андреевич
ХОЛСТОВ Алексей Андреевич
(1922–1989)
Герой Советского Союза. Старший сержант, пехотинец.
<span>БЕЛОКРЫЛОВ</span> Пётр Иванович
БЕЛОКРЫЛОВ Пётр Иванович
(1924 –1967)
Полный кавалер ордена Славы. Старшина, пехотинец.
<span>СЕНИЧКИН</span> Андрей Трофимович
СЕНИЧКИН Андрей Трофимович
(1922 –2002)
Полный кавалер ордена Славы. Старшина, пехотинец.
<span>ТЮТИН</span> Алексей Яковлевич
ТЮТИН Алексей Яковлевич
(1924 –1975)
Полный кавалер ордена Славы. Старшина, пехотинец.

105-ЛЕТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТАНКОСТРОЕНИЯ

31 августа 1920 года – принято считать датой начала эпохи отечественного танкостроения. Ровно сто лет… Первый отечественный танк стал модификацией лёгкого танка известной французской автомобильной фирмы… Как французский танк попал в Россию и на завод «Красное Сормово»? Страны Антанты – Франция и Великобритания… В.И. Ленин отнёсся к подарку с большим интересом. Советское правительство приняло решение о начале производства… Руководство и рабочие Сормовского завода восприняли это решение с воодушевлением и взяли обязательство… «Красное Сормово» стало головным предприятием по постройке первого отечественного танка. Грозную для… Много труда и энергии вложил в создание первых советских танков представитель Центроброни, моряк Черноморского… Сотни сормовичей – рабочих, инженеров, руководителей производства – самоотверженно выполняли задание…
ВАЖНО ЗНАТЬ

ФАКТЫ

Конструктором знаменитого танка Т-34 выступил Михаил Ильич Кошкин. Примечательно, что в 1919-1920 годах он работал слесарем на заводе «Красное Сормово» и участвовал в создании первого отечественного танка «Борец за свободу тов. Ленин».
Танкостроение — это производство, требующее большого количества металла:
один танк =
10 грузовиков = 20 автобусов = 50 легковых автомобилей =
350 мотоциклов = 3500 велосипедов
Наиболее ценный экспонат Музея истории завода «Красное Сормово» — Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. Сормовские рабочие в течение 33 месяцев подряд завоёвывали его в социалистическом соревновании среди предприятий, производящих танки. Знамя было передано коллективу завода на вечное хранение.
В годы войны на средства советских граждан было построено более 150 танковых колонн, сормовичи собрали более 3 миллионов рублей. Известно, что на заводе были построены танковые колонны «Горьковский комсомолец» и «Воротынская колхозница».
В музее есть интересный экспонат — «золотой танк», модель танка, выполненная из цветного металла. Это подарок от сына, боевого генерала танковых войск Александра Рубинчика, его отцу, генерал-майору инженерно-технической службы Ефиму Эммануиловичу Рубинчику, который руководил заводом «Красное Сормово» с 1942 по 1949 год.
В Нижегородском кремле установлены два памятника трудовому подвигу сормовичей: танк Т-34-85, первым ворвавшийся в Вену, и ограждение рубки подводной лодки «С-13», которая совершила «атаку века» в январе 1945 года.
В Сормове есть уникальный памятник снарядам сормовского производства для реактивной установки «Катюша» — в 1946 году из них была сделана ограда школы им. Баррикад (межшкольный учебный центр) на улице Коминтерна.
«Англия должна поставить командиру советской подводной лодки золотой памятник», — так отреагировал на потопление «Вильгельма Густлоффа» британский премьер Уинстон Черчилль. На подводной лодке «С-13», построенной в Сормово, в 1945 году экипаж под командованием капитана Александра Маринеско потопил немецкий транспорт «Вильгельм Густлофф». Это событие сорвало планы фашистов по усилению блокады Англии: на борту находились полностью сформированные экипажи подводных лодок и их командиры, всего около 70 экипажей для подлодок среднего тоннажа.
18