Арсенал победы

ЗАВОД «КРАСНОЕ СОРМОВО»

- одно из крупнейших судостроительных предприятий России и один из старейших оборонных заводов страны. Высокий патриотизм и мастерство сормовских рабочих в сочетании с талантом инженеров и конструкторов помогли одержать Великую Победу в самой страшной из войн.


эмблема 75 лет победы
логотип танкпром

В 2020 году мы отмечаем главный праздник страны - 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. Также в этом году «Танкпром» отмечает свой 100-летний юбилей.


Красное Знамя Государственного Комитета обороны

В годы Великой Отечественной войны 33 месяца подряд коллектив завода держал в своих руках переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны и получил его на вечное хранение.

Выпущено 13 887 танков Т-34
Выпущено 13 887 танков Т-34
27 подводных лодок типа «С» и «М»
27 подводных лодок типа «С» и «М»
1,5 млн снарядов для «Катюш» и тысячи тонн других боеприпасов
1,5 млн снарядов для «Катюш» и тысячи тонн других боеприпасов
Отремонтирована  41 подводная лодка
Отремонтирована 41 подводная лодка
В 5,5 раза увеличен выпуск товарной продукции
В 5,5 раза увеличен выпуск товарной продукции
В  4 раза возросла производительность труда
В 4 раза возросла производительность труда

ВКЛАД ЗАВОДА «КРАСНОЕ СОРМОВО»
в ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ

Снаряды, пушка, броневой щит времён Первой мировой войны

Уже в годы Крымской войны (1856) на Сормовским заводе отливали ядра для пушек, строили военно-морские суда для Каспийской флотилии. В годы Первой мировой войны был организован массовый выпуск пушек, снарядов (1,5 миллиона), двуколок для военного обоза (полевых кухонь, санитарных, сапёрных повозок и пр.)

Вид современного завода, спуск судна

21 июля 2019 года завод «Красное Сормово», одно из старейших предприятий России, отметил 170-летний юбилей. С первых лет своего основания завод работал на оборону страны.

Первые дизельные подводные лодки. 1930 - 1940

«Красное Сормово» было одним из немногих предприятий, работавших на оборону страны и в мирное время. В 1930 году на заводе была заложена первая ДПЛ «Комсомолец» типа «Щука». Десятки ДПЛ – «Щук», «Малюток» и «Эсок» были сданы ВМФ в предвоенные годы.

Бронепоезд, суда Волжской военной флотилии, первые танки в период Гражданской войны

Завод строил бронепоезда, одевал в броню суда. Сормовичи собрали первые отечественные танки

Постановление ГКО №1

К началу Великой Отечественной войны у завода накопился колоссальный опыт по производству разнообразной военной продукции. Первым Постановлением Государственного Комитета Обороны от 1 июля 1941 года заводу «Красное Сормово» было предписано немедленно организовать производство средних танков Т-34 и боеприпасов. Приостановив постройку судов и подводных лодок.

Танк Т-34-76

Корабелы начали строить танки. Первые боевые машины сормовской сборки были отправлены на оборону Москвы в октябре 1941 года

Цеха сборки танков, танковые детали, траки

Было нелегко. На фронте шли бои, а у судостроителей началась своя битва – за успешное освоение танкового производства, выпуск броневого литья и проката, производство танковых траков и отливку танковых башен

Подростки, женщины у станков, старые производственники, фронтовые бригады

К станкам, заменив мужей и отцов, встали женщины и подростки, на предприятие вернулись сотни ветеранов – старых производственников, создавались фронтовые комсомольско- молодёжные бригады

Испытания танков – огневые и ходовые  (наркомовские)

Перед отправкой на фронт каждый танк проходил огневые и ходовые испытания – наркомовские пробеги по 30 и 50 километров. Испытателем танков работал на заводе сын директора – шестнадцатилетний Александр Рубинчик. Когда ему исполнилось 18, лейтенант Рубинчик ушёл на фронт вместе с танковой колонной «Горьковский комсомолец»

Танк Т-34-76 выходит из ворот цеха. Директор завода Е.Э. Рубинчик

В 1942 году, в дни Сталинградской битвы завод принял на свои плечи производственную программу Сталинградского тракторного завода, выпуская сверх плана 50 танков ежемесячно

Танк Т-34-85

Курская битва, где нашим танкам довелось вступить в единоборство с вражескими «тиграми» и «пантерами» показала, что танку Т-34 нужна «длинная рука – более мощная пушка, более крепкая броня. Новый улучшенный танк получил индекс Т-34-85. Именно эта боевая машина была признана лучшим танком Второй мировой войны

Танки, доставленные с полей сражений для ремонта

Сормовичи отремонтировали более тысячи танков

10000-й танки и его экипаж

В марте 1945 года заводом был выпущен 10000 танк, который был куплен на средства братьев танкистов Бойко и Золотко и дрался с фашистами как именной танк – «Мстители Донбасса»

Танк-огнемёт, плавающий танк

Сормовичи разрабатывали проекты и строили танки-огнемёты и водоплавающие танки (проект)

ДПЛ «Малютка» и «С» («Эска», «Сталинец»)

С 1942 года на заводе было возобновлено строительство дизельных подводных лодок «Малютка» и «С» («Эска», «Сталинец»). Они сражались на Балтике, в северных и дальневосточных морях.

Сормовские танки, ставшие памятниками

Сотни танков Т-34 взошли на постаменты – от Нижнего Новгорода до городов Европы. В нашем городе – 2 танка Т-34-85 и танк Т-34-76

«С-13», Александр Маринеско

Подвиг ДПЛ «С-13» под командованием Александра Маринеско назван «атакой века». Лодка пустила на дно крупнейшее транспортное судно Германии «Вильгельм Густлофф» с 3700 подводниками на борту

Памятники и памятные знаки Сормовским подводным лодкам и морякам, совершившим на них подвиги

Рубка той самой подводной лодки "С-13" сегодня стоит в Нижегородском кремле

ГЕРОИ
ВОЙНЫ
<span>ВОЛОДИН</span> Семён Егорович
ВОЛОДИН Семён Егорович
(1913 – 1980)
Герой Советского Союза. Летчик-штурмовик.
Генерал-майор.
<span>ГОЛОВИН</span> Василий Степанович
ГОЛОВИН Василий Степанович
(1904-1945)
Герой Советского Союза.Пехотинец, политработник.
Капитан.
<span>ЗИНОВЬЕВ</span> Иван Иванович
ЗИНОВЬЕВ Иван Иванович
(1919 – 1998)
Герой Советского Союза.Летчик-штурмовик.
Полковник.
<span>ИВАНОВ</span> Василий Константинович
ИВАНОВ Василий Константинович
(1921 – 1949)
Герой Советского Союза.Летчик-бомбардировщик.

Капитан.
<span>КАЛИНИН</span> Дмитрий Семенович
КАЛИНИН Дмитрий Семенович
(1910 – 1943)
Герой Советского Союза.Моряк.
Капитан.
<span>КУЗИН</span> Александр Григорьевич
КУЗИН Александр Григорьевич
(1914 – 1990)
Герой Советского Союза.Летчик-штурмовик.
Подполковник.
<span>МАЯКИН</span> Алексей Степанович
МАЯКИН Алексей Степанович
(1919 - 2003)
Герой Советского Союза.Пехотинец.
Капитан.
<span>РЯЗАНОВ</span> Василий Георгиевич
РЯЗАНОВ Василий Георгиевич
(1901– 1951)
Герой Советского Союза.Генерал- лейтенант авиации.
<span>СИДОРОВ</span> Иван Захарович
СИДОРОВ Иван Захарович
(1909–1943)
Герой Советского Союза.Старший лейтенант, пехотинец.
<span>СУТЫРИН</span> Александр Александрович
СУТЫРИН Александр Александрович
(1912-1955)
Герой Советского Союза.Моряк, капитан 1-го ранга.
<span>ТРУБАЧЕВ</span> Василий Алексеевич
ТРУБАЧЕВ Василий Алексеевич
(1901–1964)
Герой Советского Союза.Генерал-майор, командир стрелковой дивизии.
<span>ТРУСОВ</span> Евгений Иванович
ТРУСОВ Евгений Иванович
(1917–1943)
Герой Советского Союза. Лейтенант, пехотинец.
<span>ХОЛСТОВ</span> Алексей Андреевич
ХОЛСТОВ Алексей Андреевич
(1922–1989)
Герой Советского Союза. Старший сержант, пехотинец.
<span>БЕЛОКРЫЛОВ</span> Пётр Иванович
БЕЛОКРЫЛОВ Пётр Иванович
(1924 –1967)
Полный кавалер ордена Славы. Старшина, пехотинец.
<span>СЕНИЧКИН</span> Андрей Трофимович
СЕНИЧКИН Андрей Трофимович
(1922 –2002)
Полный кавалер ордена Славы. Старшина, пехотинец.
<span>ТЮТИН</span> Алексей Яковлевич
ТЮТИН Алексей Яковлевич
(1924 –1975)
Полный кавалер ордена Славы. Старшина, пехотинец.

100-ЛЕТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТАНКОСТРОЕНИЯ

31 августа 1920 года – принято считать датой начала эпохи отечественного танкостроения. Ровно сто лет… Первый отечественный танк стал модификацией лёгкого танка известной французской автомобильной фирмы… Как французский танк попал в Россию и на завод «Красное Сормово»? Страны Антанты – Франция и Великобритания… В.И. Ленин отнёсся к подарку с большим интересом. Советское правительство приняло решение о начале производства… Руководство и рабочие Сормовского завода восприняли это решение с воодушевлением и взяли обязательство… «Красное Сормово» стало головным предприятием по постройке первого отечественного танка. Грозную для… Много труда и энергии вложил в создание первых советских танков представитель Центроброни, моряк Черноморского… Сотни сормовичей – рабочих, инженеров, руководителей производства – самоотверженно выполняли задание…
ВАЖНО ЗНАТЬ

ФАКТЫ

Конструктором легендарного танка Т-34 был Михаил Ильич Кошкин. Символично, что в 1919-1920 годах он работал слесарем на заводе «Красное Сормово» и участвовал в создании первого отечественного танка «Борец за свободу тов. Ленин».
Танкостроение – весьма металлоёмкое производство:
один танк =
10 грузовиков = 20 автобусов = 50 легковых автомашин =
350 мотоциклов = 3500 велосипедов
Самый ценный экспонат Музея истории завода «Красное Сормово» – Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. Сормовичи 33 месяца подряд завоёвывали его в социалистическом соревновании среди предприятий, выпускающих танки. Знамя было оставлено коллективу предприятия на вечное хранение.
В годы войны на средства советских граждан было построено более 150 танковых колонн, сормовичи собрали более 3 миллионов рублей. Доподлинно известно, что на заводе были построен танковые колонны «Горьковский комсомолец» и «Воротынская колхозница».
Есть в музее любопытный экспонат – «золотой танк», модель танка, выполненная из цветного металла. Это подарок сына, боевого генерала танковых войск Александра Рубинчика – отцу, генерал-майору инженерно-технической службы Ефиму Эммануиловичу Рубинчику, который возглавлял завод «Красное Сормово» с 1942 по 1949 год.
В Нижегородском кремле установлены два памятника трудовому подвигу сормовичей: танк Т-34-85, первым ворвавшийся в Вену, и ограждение рубки ПЛ «С-13», которая совершила «атаку века» в январе 1945 года.
Есть в Сормове и своеобразный памятник снарядам сормовского производства для реактивной установки «катюша» - в 1946 году из них сделана ограда школы им. Баррикад (межшкольный учебный центр) на улице Коминтерна.
«Англия должна поставить командиру советской подводной лодки золотой памятник» – такой была реакция британского премьера Уинстона Черчилля на потопление «Вильгельма Густлоффа». На «эске» («С-13») сормовской постройки в 1945 году экипажу под командованием капитана Александра Маринеско удалось потопить немецкий транспорт «Вильгельм Густлофф», сорвав планы фашистов по усилению блокады Англии: на борту плавбазы находились полностью сформированные экипажи подводных лодок и их командиры, то есть примерно 70 экипажей для подлодок среднего тоннажа.
18