Герой Советского Союза. Летчик-штурмовик. Генерал-майор.
ГОЛОВИН Василий Степанович
(1904-1945)
Герой Советского Союза. Пехотинец, политработник. Капитан.
ЗИНОВЬЕВ Иван Иванович
(1919 – 1998)
Герой Советского Союза. Летчик-штурмовик. Полковник.
ИВАНОВ Василий Константинович
(1921 – 1949)
Герой Советского Союза. Летчик-бомбардировщик. Капитан.
КАЛИНИН Дмитрий Семенович
(1910 – 1943)
Герой Советского Союза. Моряк. Капитан.
КУЗИН Александр Григорьевич
(1914 – 1990)
Герой Советского Союза. Летчик-штурмовик. Подполковник.
МАЯКИН Алексей Степанович
(1919 - 2003)
Герой Советского Союза. Пехотинец. Капитан.
РЯЗАНОВ Василий Георгиевич
(1901 – 1951)
Герой Советского Союза. Генерал-лейтенант авиации.
СИДОРОВ Иван Захарович
(1909 – 1943)
Герой Советского Союза. Пехотинец. Старший лейтенант.
СУТЫРИН Александр Александрович
(1912-1955)
Герой Советского Союза. Моряк. Капитан 1-го ранга.
ТРУБАЧЕВ Василий Алексеевич
(1901–1964)
Герой Советского Союза. Командир стрелковой дивизии. Генерал-майор.
ТРУСОВ Евгений Иванович
(1917–1943)
Герой Советского Союза. Пехотинец. Лейтенант.
ХОЛСТОВ Алексей Андреевич
(1922–1989)
Герой Советского Союза. Пехотинец. Старший сержант.
БЕЛОКРЫЛОВ Пётр Иванович
(1924 –1967)
Полный кавалер ордена Славы. Пехотинец. Младший сержант.
СЕНИЧКИН Андрей Трофимович
(1922 –2002)
Полный кавалер ордена Славы. Пехотинец. Старшина.
ТЮТИН Алексей Яковлевич
(1924 –1975)
Полный кавалер ордена Славы. Пехотинец. Старший сержант.
31 августа 1920 года – принято считать датой начала эпохи отечественного танкостроения. Ровно сто лет назад в этот день на заводе «Красное Сормово» было произведено испытание на ходу первого российского танка. Работы по созданию танка сормовичи начали в конце сентября (29.09) 1919 года. В августе 1920 года первый танк был полностью готов, и 1 сентября комиссар Центроброни И.Х. Гаугель телеграфировал в Москву: «Доношу, что 31 августа 1920 года было произведено испытание на ходу первого танка. Первого сентября будет проведено второе испытание танка и проба орудия». На картине нижегородского художника Виктора Петровича Малиновского «На защиту республики Советов» (1974) изображён торжественный митинг на заводе «Красное Сормово» по случаю постройки первого отечественного танка: под звуки марша боевая машина «Борец за свободу товарищ Ленин» выходит из ворот дизельного цехе (впоследствии – цех ОСМ).
Первый отечественный танк стал модификацией лёгкого танка известной французской автомобильной фирмы «Рено», который выпускался с 1917 года. Рено FT-17 – первый серийный лёгкий танк и первый танк, имевший башню кругового вращения. Один из самых удачных танков Первой мировой войны. Разработан в 1916–1917 годах под руководством Луи Рено как танк непосредственной поддержки пехоты. Принят на вооружение французской армией в 1917 году. Выпущено около 3500 экземпляров. Выпускались в двух версиях: с круглой литой башней или с восьмигранной клёпаной. На танках было установлено либо пушечное (37-мм пушка Гочкиса), либо пулемётное вооружение (8-мм пулемёт Гочкиса образца 1914 года). Модифицированный вариант выпускался в Советской России под названием «Рено Русский».
Как французский танк попал в Россию и на завод «Красное Сормово»? Страны Антанты – Франция и Великобритания – в годы Гражданской войны (1918 – 1922) поддерживали Белое движение и в виде военной помощи Добровольческой армии генерала А.И. Деникина поставляли на Южный фронт вооружение, в том числе танки. В декабре 1918 года с транспортных судов в порту Одессы были выгружены 20 французских танков Рено ФТ-17. В марте 1919 года под станцией Берёзовкой недалеко от Одессы бойцы 2-й Украинской Советской армии атаковала французские части. В качестве многочисленных трофеев, доставшихся красноармейцам, были четыре танка системы Рено. Один из них было решено направить в Москву – подарок Председателю Совета Обороны В.И. Ленину к 1 Мая.
В.И. Ленин отнёсся к подарку с большим интересом. Советское правительство приняло решение о начале производства в РСФСР собственных танков, используя в качестве образца боевой трофей. В условиях Гражданской войны, когда не хватало топлива, сырья, материалов, это было непростой задачей. 10 августа 1919 года совместным решением Совнаркома и Совета военной промышленности в качестве специализированного предприятия для изготовления танков был определён нижегородский завод «Красное Сормово». И не случайно: «Красное Сормово» давно снискало славу завода-универсала и имело немалый опыт по созданию бронированной техники (в годы Гражданской войны на заводе было построено 30 бронепоездов и 20 бронированных судов).
Руководство и рабочие Сормовского завода восприняли это решение с воодушевлением и взяли обязательство изготовить первый танк за 9 месяцев, к лету 1920 года, а концу года изготовить все 15 танков. Была создана оперативная группа из 16 человек отличные специалисты и мастера своего дела. Трофейный танк (версия с восьмигранной клёпаной башней), присланный на «Красное Сормово» в трёх крытых вагонах, в разобранном виде, больше походил на груду металла. В нём отсутствовали важнейшие узлы, не было мотора и других ценных деталей. Но сроки были жёсткими – за три месяца необходимо было изготовить всю техническую документацию. Остро ощущалась нехватка продовольствия, так как работать приходилось день и ночь: строители первого танка почти не выходили из завода. Недостаток материалов и отсутствие необходимого оборудования заменили рабочая смекалка и умелые руки. Чертежи первого танка выполнила чертёжно-конструкторская группа: - Д.М. Михеев - заведующий главным техническим бюро. - Н.И. Хрулёв – зам. заведующего главным техническим бюро. - П.И. Салтанов – старший конструктор. - К. Г. Крымов, К.И. Сафонов, А.В. Бояркин, В.А. Московкин, А.Е. Басов, Г.А. Золотухин, П.И. Салтанов, М.И. Мещанинов, Ф.И. Нефёдов – инженеры-конструкторы. В сжатые сроки были сняты с натуры эскизы и изготовлены для производства рабочие чертежи. Многое пришлось конструировать вновь: коробку скоростей, бортовые фрикционы, приводы управления и др. Многие конструкторские работы проводились под руководством французского инженеров – коммунистов Эдмона Розье и Дэма. В архиве Музея истории завода «Красное Сормово» хранится чертёж первого российского танка.
«Красное Сормово» стало головным предприятием по постройке первого отечественного танка. Грозную для своего времени боевую машину собирали в дизельном цехе (ныне – цех ОСМ). Двигатели поставлялись с московского завода АМО (будущего ЗИЛа), вооружение – с Путиловского и Обуховского, броня-заготовка – с Ижорского завода, её термическая и механическая обработка производились на «Красном Сормове».
Много труда и энергии вложил в создание первых советских танков представитель Центроброни, моряк Черноморского флота Иван Христианович Гаугель (1882-1933). Сормовичи звали его «комиссар Гаугель». Сегодня имя Гаугеля носит одна из улиц Сормовского района.
Сотни сормовичей – рабочих, инженеров, руководителей производства – самоотверженно выполняли задание правительства. Вот имена тех, кто внёс наибольший вклад в создание первенца отечественного танкостроения. Л.Б. Алексеев – заведующий пушечным цехом И.И. Волков – мастер пушечного цеха. М.И. Телогреев – слесарь отдела двигателей пушечного цеха. В.Н. Самойлов, В. И. Паршин, А. С. Вялов, М.П. Юдин – разметчики. В.Л Ястребов, Иван Бундин, С. Орлов, М. Подвинников, Н. Грушин – слесаря. Р.М. Бахушев – старейший работник меднотрубного цеха. Николай Пономарёв – литещик. И.Е. Лебедев – старший мастер закалочной мастерской. В Музее завода «Красное Сормово» хранятся воспоминания ряда первых отечественных танкостроителей – В.В. Московкина, А.В. Бояркина, К.Г Крылова и других.