100-ЛЕТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТАНКОСТРОЕНИЯ

31 августа 1920 года – принято считать датой начала эпохи отечественного танкостроения. Ровно сто лет назад в этот день на заводе «Красное Сормово» было произведено испытание на ходу первого российского танка. Работы по созданию танка сормовичи начали в конце сентября (29.09) 1919 года. В августе 1920 года первый танк был полностью готов, и 1 сентября комиссар Центроброни И.Х. Гаугель телеграфировал в Москву: «Доношу, что 31 августа 1920 года было произведено испытание на ходу первого танка. Первого сентября будет проведено второе испытание танка и проба орудия». На картине нижегородского художника Виктора Петровича Малиновского «На защиту республики Советов» (1974) изображён торжественный митинг на заводе «Красное Сормово» по случаю постройки первого отечественного танка: под звуки марша боевая машина «Борец за свободу товарищ Ленин» выходит из ворот дизельного цехе (впоследствии – цех ОСМ).
Первый отечественный танк стал модификацией лёгкого танка известной французской автомобильной фирмы «Рено», который выпускался с 1917 года. Рено FT-17 – первый серийный лёгкий танк и первый танк, имевший башню кругового вращения. Один из самых удачных танков Первой мировой войны. Разработан в 1916–1917 годах под руководством Луи Рено как танк непосредственной поддержки пехоты. Принят на вооружение французской армией в 1917 году. Выпущено около 3500 экземпляров. Выпускались в двух версиях: с круглой литой башней или с восьмигранной клёпаной. На танках было установлено либо пушечное (37-мм пушка Гочкиса), либо пулемётное вооружение (8-мм пулемёт Гочкиса образца 1914 года). Модифицированный вариант выпускался в Советской России под названием «Рено Русский».
Как французский танк попал в Россию и на завод «Красное Сормово»? Страны Антанты – Франция и Великобритания – в годы Гражданской войны (1918 – 1922) поддерживали Белое движение и в виде военной помощи Добровольческой армии генерала А.И. Деникина поставляли на Южный фронт вооружение, в том числе танки. В декабре 1918 года с транспортных судов в порту Одессы были выгружены 20 французских танков Рено ФТ-17. В марте 1919 года под станцией Берёзовкой недалеко от Одессы бойцы 2-й Украинской Советской армии атаковала французские части. В качестве многочисленных трофеев, доставшихся красноармейцам, были четыре танка системы Рено. Один из них было решено направить в Москву – подарок Председателю Совета Обороны В.И. Ленину к 1 Мая.
В.И. Ленин отнёсся к подарку с большим интересом. Советское правительство приняло решение о начале производства в РСФСР собственных танков, используя в качестве образца боевой трофей. В условиях Гражданской войны, когда не хватало топлива, сырья, материалов, это было непростой задачей. 10 августа 1919 года совместным решением Совнаркома и Совета военной промышленности в качестве специализированного предприятия для изготовления танков был определён нижегородский завод «Красное Сормово». И не случайно: «Красное Сормово» давно снискало славу завода-универсала и имело немалый опыт по созданию бронированной техники (в годы Гражданской войны на заводе было построено 30 бронепоездов и 20 бронированных судов).
Руководство и рабочие Сормовского завода восприняли это решение с воодушевлением и взяли обязательство изготовить первый танк за 9 месяцев, к лету 1920 года, а концу года изготовить все 15 танков. Была создана оперативная группа из 16 человек отличные специалисты и мастера своего дела. Трофейный танк (версия с восьмигранной клёпаной башней), присланный на «Красное Сормово» в трёх крытых вагонах, в разобранном виде, больше походил на груду металла. В нём отсутствовали важнейшие узлы, не было мотора и других ценных деталей. Но сроки были жёсткими – за три месяца необходимо было изготовить всю техническую документацию. Остро ощущалась нехватка продовольствия, так как работать приходилось день и ночь: строители первого танка почти не выходили из завода. Недостаток материалов и отсутствие необходимого оборудования заменили рабочая смекалка и умелые руки. Чертежи первого танка выполнила чертёжно-конструкторская группа: - Д.М. Михеев - заведующий главным техническим бюро. - Н.И. Хрулёв – зам. заведующего главным техническим бюро. - П.И. Салтанов – старший конструктор. - К. Г. Крымов, К.И. Сафонов, А.В. Бояркин, В.А. Московкин, А.Е. Басов, Г.А. Золотухин, П.И. Салтанов, М.И. Мещанинов, Ф.И. Нефёдов – инженеры-конструкторы. В сжатые сроки были сняты с натуры эскизы и изготовлены для производства рабочие чертежи. Многое пришлось конструировать вновь: коробку скоростей, бортовые фрикционы, приводы управления и др. Многие конструкторские работы проводились под руководством французского инженеров – коммунистов Эдмона Розье и Дэма. В архиве Музея истории завода «Красное Сормово» хранится чертёж первого российского танка.
«Красное Сормово» стало головным предприятием по постройке первого отечественного танка. Грозную для своего времени боевую машину собирали в дизельном цехе (ныне – цех ОСМ). Двигатели поставлялись с московского завода АМО (будущего ЗИЛа), вооружение – с Путиловского и Обуховского, броня-заготовка – с Ижорского завода, её термическая и механическая обработка производились на «Красном Сормове».
Много труда и энергии вложил в создание первых советских танков представитель Центроброни, моряк Черноморского флота Иван Христианович Гаугель (1882-1933). Сормовичи звали его «комиссар Гаугель». Сегодня имя Гаугеля носит одна из улиц Сормовского района.
Сотни сормовичей – рабочих, инженеров, руководителей производства – самоотверженно выполняли задание правительства. Вот имена тех, кто внёс наибольший вклад в создание первенца отечественного танкостроения. Л.Б. Алексеев – заведующий пушечным цехом И.И. Волков – мастер пушечного цеха. М.И. Телогреев – слесарь отдела двигателей пушечного цеха. В.Н. Самойлов, В. И. Паршин, А. С. Вялов, М.П. Юдин – разметчики. В.Л Ястребов, Иван Бундин, С. Орлов, М. Подвинников, Н. Грушин – слесаря. Р.М. Бахушев – старейший работник меднотрубного цеха. Николай Пономарёв – литещик. И.Е. Лебедев – старший мастер закалочной мастерской. В Музее завода «Красное Сормово» хранятся воспоминания ряда первых отечественных танкостроителей – В.В. Московкина, А.В. Бояркина, К.Г Крылова и других.
Символично, что в строительстве первого танка принимал участие Михаил Ильич Кошкин (1898 -1940), создатель и первый конструктор легендарной «тридцатьчетвёрки», которая в годы Великой Отечественной войны строилась на «Красном Сормове». В 1918 году красноармеец Кошкин участвовал в боях под Царицыным и Архангельском, был ранен и попал на излечение в Нижний Новгород. Узнав, что на «Красном Сормове» будут строить танки, он поступил слесарем на завод, где участвовал в сборке первых отечественных бронированных машин. М.И. Кошкин писал в своих воспоминаниях: «На «Красном Сормове» с 1919 года готовились чертежи, технология и шасси для первых советских танков. Повезло! Попал на сборку как раз в те дни, когда ижорцы прислали броневые листы, а с завода АМО – двигатели и узлы трансмиссии… И при мне из ворот вышел первый наш танк «Борец за свободу тов. Ленин». Если бы после той маленькой партии сормовичи продолжали бы собирать танки, я, возможно, остался бы у них надолго…»
Всего с июля 1920 по май 1921 года было изготовлено 15 танков, на10 из них планировалось установить 8-мм пулемёты Гочкиса образца 1914 года, на 5 – 37-мм морские пушки Гочкиса. Впоследствии было принято решение вооружить пушками все танки «Рено-русский». В итоге 2 танка были вооружены пушками, 10 – пушками и пулемётами.
Тактико-технические характеристики легкого танка М (КС или «Русский Рено»)
Боевая масса, т: 7; Экипаж, чел.: 2; Броня, мм: лоб корпуса - 16, борт - 8, башня - 22; Вооружение: 37-мм пушка и/ или 18-мм пулемет; Боекомплект: 250 снарядов; 9-10 пулемётных лент (до 3000 патронов); Двигатель: АМО, 4-цилиндровый, карбюраторный, мощность 34 л. с.; Ёмкость топливного бака, л: 90; Скорость по шоссе, км/ч: 8,5; Запас хода по шоссе, км: 120; Преодолеваемые препятствия: подъем, град. - до 38; ширина рва, м - 1,8; высота стенки, м - 0,6; глубина брода, м - 0,7 Танк имел хорошую опорную и профильную проходимость благодаря установке в кормовой части съёмного кронштейна («хвоста»). «Русский Рено» по своим характеристикам не уступал французскому прототипу, а по отдельным показателям, таким как максимальная скорость и бронирование, даже превосходил его. Он стал первым в мире танком, оснащённым смешанным пушечно-пулемётным вооружением во вращающейся башне, и вплоть до 1926 года оставался единственным в мире танком с таким вооружением.
Каждому танку сормовичи дали имя собственное, разумеется, в духе того времени: «Борец за свободу тов. Ленин» «Парижская Коммуна» «Карл Маркс» «Лев Троцкий» «Лейтенант Шмидт» «Карл Либкнехт» «Красный борец» «Красная звезда» «Пролетарий» «Свободная Россия» «Черноморец» «Буря» «Керчь» «Победа» Председатель Совета военной промышленности Пётр Алексеевич Богданов доложил В.И. Ленину о том, что сормовичи с честью выполнили задание. По поручению Владимира Ильича он прислал на завод тёплую приветственную телеграмму – благодарность правительства по поводу выпуска заводом первого в России танка. Главная заслуга «Русского Рено» – он был первым советским танком. Полученный при его изготовлении опыт позволил позднее приступить к разработке уже полностью оригинальных отечественных танков типа МС-1.
Испытания первой машины проводились с 13 по 21 ноября 1920 года. «Борец за свободу тов. Ленин» (а впоследствии и все его собратья) успешно прошёл все испытания на проходимость, подъём, маневренность и проч. Члены испытательной комиссии отправили на имя В.И. Ленина «Краткую справку об изготовлении первого танка», где говорилось, что «танк выполнил всю программу испытаний и ныне представляет собой надёжную боевую единицу». Первым водителем-испытателем танка был слесарь сормовского завода Иван Алексеевич Аверин.
«Русские Рено» поступали на вооружение автобронеотрядов Красной Армии. Ряд источников утверждает, что сормовские танки принимали участие в военных действиях на фронтах гражданской войны. Однако, эта информация не подтверждается документально. Официально танки были сняты с вооружения весной 1930 года и переданы на Бронекомандирские курсы (1 шт.), в гражданские вузы (9 шт.), в Военно-техническую академию (2 шт.) и т.п. Имеются данные, что один из танков использовался на заводе «Красное Сормово» в качестве трактора, а другие – как трактора на колхозных полях. (В мировой практике такое случалось не раз – в Германии, во Франции. После гражданской войны трофейные английские танки также пахали поля советских колхозов). На март 1938 года ни одного «Русского Рено» в наличии не имелось.
В 1970 году копия первого отечественного танка в натуральную величину была довольно достоверно выполнена специалистами НИИБТ Полигона в подмосковной Кубинке и установлена на территории Центрального музея бронетанкового вооружения и техники.
По сохранившимся в архивах завода «Красное Сормово» чертежам для Музея истории завода была изготовлена копия танка «Борец за свободу тов. Ленин» в масштабе 1 : 5.
По тем же чертежам, которые в настоящее время хранятся в Музее истории завода «Красное Сормово», в 1980 году был выполнен макет танка «Борец за свободу тов. Ленин» в натуральную величину. Вместе с боевым танком Т-34-85, построенным сормовичами в марте 1945 года и принявшим участие в штурме Берлина, он стал частью мемориального комплекса на площади Славы у Северной проходной завода «Красное Сормово». Памятник был открыт 9 мая 1980 года в ознаменование 35-й годовщины Победы в Великой отечественной войне.
Трудовым подвигом сормовичей в 1941-1945 годах стал выпуск более 13 тысяч средних танков Т-34. Постановлением ГКО №1 от 1 июля 1941 года судостроительному заводу «Красное Сормово» предписывалось перейти на выпуск боевых машин. Но это уже другая история – история Великой Отечественной войны…
В годы Великой Отечественной войны заводу «Красное Сормово» вновь довелось строить танки – легендарные «тридцатьчетвёрки». Кроме того на заводе велась разработка проектов танков-огнемётов и плавающих танков.
Через 7-8 месяцев самоотверженной работы сормовичей, 31 августа 1920 года, из ворот дизельного цеха вышел первый образец, который назвали «Борец за свободу товарищ Ленин». В целом «Рено-русский» почти полностью сохранил конструкцию своего прототипа и представлял собой однобашенный лёгкий танк классической компоновки с противопульным бронированием. Экипаж танка состоял из двух человек – механика-водителя и командира-стрелка. 1 декабря 1920 года Совет Военной Промышленности при Чрезвычайной Комиссии Совета обороны по снабжению Красной Армии и Флота направил Председателю Совета Народных Комиссаров Товарищу Ленину краткую справку о постройке первого танка русского производства. В ней значилось: «Все работы произведены собственными средствами русскими рабочими и техниками. Три таких танка составляют боевую единицу, и к весне таких боевых единиц должно быть выпущено 5 (или 15 танков)».