ВКЛАД ЗАВОДА «КРАСНОЕ СОРМОВО» в ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ

Вид современного завода, спуск судна

21 июля 2019 года завод «Красное Сормово», одно из старейших предприятий России, отметил 170-летний юбилей. С первых лет своего основания завод работал на оборону страны.

Снаряды, пушка, броневой щит времён Первой мировой войны

Уже в годы Крымской войны (1856) на Сормовским заводе отливали ядра для пушек, строили военно-морские суда для Каспийской флотилии. В годы Первой мировой войны был организован массовый выпуск пушек, снарядов (1,5 миллиона), двуколок для военного обоза (полевых кухонь, санитарных, сапёрных повозок и пр.)

Первые дизельные подводные лодки. 1930 - 1940

«Красное Сормово» было одним из немногих предприятий, работавших на оборону страны и в мирное время. В 1930 году на заводе была заложена первая ДПЛ «Комсомолец» типа «Щука». Десятки ДПЛ – «Щук», «Малюток» и «Эсок» были сданы ВМФ в предвоенные годы.

Бронепоезд, суда Волжской военной флотилии, первые танки в период Гражданской войны

Завод строил бронепоезда, одевал в броню суда. Сормовичи собрали первые отечественные танки

Танк Т-34-76

Корабелы начали строить танки. Первые боевые машины сормовской сборки были отправлены на оборону Москвы в октябре 1941 года

Постановление ГКО №1

К началу Великой Отечественной войны у завода накопился колоссальный опыт по производству разнообразной военной продукции. Первым Постановлением Государственного Комитета Обороны от 1 июля 1941 года заводу «Красное Сормово» было предписано немедленно организовать производство средних танков Т-34 и боеприпасов. Приостановив постройку судов и подводных лодок.

Цеха сборки танков, танковые детали, траки

Было нелегко. На фронте шли бои, а у судостроителей началась своя битва – за успешное освоение танкового производства, выпуск броневого литья и проката, производство танковых траков и отливку танковых башен

Подростки, женщины у станков, старые производственники, фронтовые бригады

К станкам, заменив мужей и отцов, встали женщины и подростки, на предприятие вернулись сотни ветеранов – старых производственников, создавались фронтовые комсомольско- молодёжные бригады

Танк Т-34-76 выходит из ворот цеха. Директор завода Е.Э. Рубинчик

В 1942 году, в дни Сталинградской битвы завод принял на свои плечи производственную программу Сталинградского тракторного завода, выпуская сверх плана 50 танков ежемесячно

Испытания танков – огневые и ходовые  (наркомовские)

Перед отправкой на фронт каждый танк проходил огневые и ходовые испытания – наркомовские пробеги по 30 и 50 километров. Испытателем танков работал на заводе сын директора – шестнадцатилетний Александр Рубинчик. Когда ему исполнилось 18, лейтенант Рубинчик ушёл на фронт вместе с танковой колонной «Горьковский комсомолец»

Танк Т-34-85

Курская битва, где нашим танкам довелось вступить в единоборство с вражескими «тиграми» и «пантерами» показала, что танку Т-34 нужна «длинная рука – более мощная пушка, более крепкая броня. Новый улучшенный танк получил индекс Т-34-85. Именно эта боевая машина была признана лучшим танком Второй мировой войны

Танки, доставленные с полей сражений для ремонта

Сормовичи отремонтировали более тысячи танков

Танк-огнемёт, плавающий танк

Сормовичи разрабатывали проекты и строили танки-огнемёты и водоплавающие танки (проект)

10000-й танки и его экипаж

В марте 1945 года заводом был выпущен 10000 танк, который был куплен на средства братьев танкистов Бойко и Золотко и дрался с фашистами как именной танк – «Мстители Донбасса»

ДПЛ «Малютка» и «С» («Эска», «Сталинец»)

С 1942 года на заводе было возобновлено строительство дизельных подводных лодок «Малютка» и «С» («Эска», «Сталинец»). Они сражались на Балтике, в северных и дальневосточных морях.

Сормовские танки, ставшие памятниками

Сотни танков Т-34 взошли на постаменты – от Нижнего Новгорода до городов Европы. В нашем городе – 2 танка Т-34-85 и танк Т-34-76

Памятники и памятные знаки Сормовским подводным лодкам и морякам, совершившим на них подвиги

Рубка в Нижегородском кремле, памятники Маринеско Москве, Санкт-Петербурге, Кронштадте, Калининграде и Одессе

«С-13», Александр Маринеско

Подвиг ДПЛ «С-13» под командованием Александра Маринеско назван «атакой века». Лодка пустила на дно крупнейшее транспортное судно Германии «Вильгельм Густлофф» с 3700 подводниками на борту