Вклад завода «Красное Сормово» в достижение Великой Победы

Современный вид завода, спуск судна

21 июля 2024 года предприятие «Красное Сормово», одно из старейших в России, отметило 175-летие. С момента основания завод активно участвовал в оборонной деятельности страны.

Артиллерийские снаряды, пушка и броневой щит времён Первой мировой войны

Уже в период Крымской войны (1856) на заводе в Сормово производили ядра для артиллерии и строили военные корабли для Каспийской флотилии. Во время Первой мировой войны здесь наладили массовое производство пушек, снарядов (1,5 миллиона единиц), а также двуколок для военного обоза, включая полевые кухни и санитарные повозки.

Первые дизельные подводные лодки. 1930 - 1940

«Красное Сормово» было одним из немногих предприятий, которые в мирное время также работали на оборону. В 1930 году здесь была заложена первая дизельная подводная лодка «Комсомолец» типа «Щука». В предвоенные годы завод передал Военно-морскому флоту десятки дизельных подводных лодок, таких как «Щука», «Малютка» и «Эска».

Бронепоезд, суда Волжской военной флотилии, первые танки в период Гражданской войны

Завод занимался строительством бронепоездов и оснащением судов броней. Сормовичи собрали первые отечественные танки.

Танк Т-34-76

Сормовские корабелы начали производство танков. Первые боевые машины, собранные на заводе, были отправлены на защиту Москвы в октябре 1941 года.

Постановление ГКО №1

К началу Великой Отечественной войны завод обладал значительным опытом в производстве военной продукции. Первое постановление Государственного Комитета Обороны от 1 июля 1941 года предписывало заводу «Красное Сормово» немедленно наладить выпуск средних танков Т-34 и боеприпасов, временно прекратив строительство судов и подводных лодок.

Цеха сборки танков, танковые детали, траки

Заводу пришлось столкнуться с серьезными трудностями. В то время как на фронте шли сражения, судостроители вели свою борьбу за успешное освоение танкового производства, включая выпуск броневого литья, проката, траков и отливку танковых башен.

Подростки, женщины у станков, старые производственники, фронтовые бригады

На заводе мужчины и отцы были заменены женщинами и подростками, к работе вернулись сотни опытных ветеранов. Были созданы фронтовые комсомольско-молодежные бригады, чтобы поддержать усилия на производственном фронте.

Танк Т-34-76 выходит из ворот цеха. Директор завода Е.Э. Рубинчик

В 1942 году, в разгар Сталинградской битвы, завод взял на себя производственную программу Сталинградского тракторного завода, ежемесячно выпуская дополнительно 50 танков сверх плана.

Испытания танков – огневые и ходовые (наркомовские)

Перед отправкой на фронт каждый танк проходил тщательные огневые и ходовые испытания, включая пробеги на 30 и 50 километров. Испытателем на заводе был шестнадцатилетний Александр Рубинчик, сын директора. По достижении 18 лет, лейтенант Рубинчик отправился на фронт с танковой колонной «Горьковский комсомолец».

Танк Т-34-85

Курская битва продемонстрировала необходимость модернизации Т-34 для противодействия вражеским «тиграм» и «пантерам». Это привело к созданию Т-34-85, оснащенного более мощной пушкой и усиленной броней, который был признан лучшим танком Второй мировой войны.

Танки, доставленные с полей сражений для ремонта

Сормовские специалисты отремонтировали более тысячи танков, возвращенных с полей сражений.

Танк-огнемёт, плавающий танк

Сормовские инженеры разрабатывали и строили проекты огнемётных и плавающих танков.

10000-й танк и его экипаж

В марте 1945 года завод выпустил свой 10000-й танк. Этот танк, приобретенный на средства братьев-танкистов Бойко и Золотко, сражался против фашистов как именной танк «Мстители Донбасса».

ДПЛ «Малютка» и «С» («Эска», «Сталинец»)

С 1942 года на заводе возобновили строительство дизельных подводных лодок «Малютка» и «С» («Эска», «Сталинец»), которые участвовали в боях на Балтике, а также в северных и дальневосточных морях.

Сормовские танки, ставшие памятниками

Сотни танков Т-34 были установлены на пьедесталы от Нижнего Новгорода до европейских городов. В нашем городе находятся два танка Т-34-85 и один Т-34-76.

Памятники и памятные знаки Сормовским подводным лодкам и морякам, совершившим на них подвиги

Рубка в Нижегородском кремле, памятники Маринеско в Москве, Санкт-Петербурге, Кронштадте, Калининграде и Одессе.

«С-13», Александр Маринеско

Подвиг дизельной подводной лодки «С-13» под командованием Александра Маринеско был назван «атакой века». Лодка потопила крупнейшее немецкое транспортное судно «Вильгельм Густлофф», на борту которого находились 3700 подводников.