1939г.
Орден Трудового Красного Знамени

В ознаменование 90-й годовщины завода и за выдающиеся заслуги в деле судостроения и машиностроения

Первый орден заводу

В январе 1939 года коллектив рабочих судоверфи завода «Красное Сормово» закончил изготовление корпусов двух морских комбинированных землечерпалок мощностью 750 м3 грунта в час. Производство таких судов в СССР осваивалось впервые.

Трудовая победа сормовичей была одержана в преддверии знаменательного события: в 1939 году исполнялось 90 лет со дня основания завода.

4 декабря 1939 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР: «В ознаменование 90-й годовщины горьковского завода «Красное Сормово» и за выдающиеся заслуги в деле судостроения и машиностроения наградить завод «Красное Сормово» орденом Трудового Красного Знамени.

1943г.
Орден Ленина

За успешное выполнение задания по производству танков и бронекорпусов

Всё для Победы

Завод «Красное Сормово» внес значительный вклад в священное дело Победы. Перейти заводу, изготовлявшему суда, к производству танков – задача технически очень сложная. В суровое время, когда фронт приближался вплотную к Москве, Сормовский завод был превращен в одну из важнейших материально-технических баз обороны страны и стал крупнейшим арсеналом Советской Армии. Заводчане достойно выдержали все трудности и испытания войны, поставив фронту более 13 тысяч танков Т-34, 23 подводные лодки, а также  1,5 млн. снарядов для «Катюш» и тысячи тонн других боеприпасов.

За заслуги перед Родиной, за успешное выполнение правительственных заданий в годы Великой Отечественной войны коллектив завода был награжден орденом Ленина (1943 г.) и орденом Отечественной войны I степени (1945 г.).

1945г.
Орден Отечественной войны 1-й степени

За самоотверженный труд по организации массового выпуска танков и другой оборонной продукции

Всё для Победы

Завод «Красное Сормово» внес значительный вклад в священное дело Победы. Перейти заводу, изготовлявшему суда, к производству танков – задача технически очень сложная. В суровое время, когда фронт приближался вплотную к Москве, Сормовский завод был превращен в одну из важнейших материально-технических баз обороны страны и стал крупнейшим арсеналом Советской Армии. Заводчане достойно выдержали все трудности и испытания войны, поставив фронту более 13 тысяч танков Т-34, 23 подводные лодки, а также  1,5 млн. снарядов для «Катюш» и тысячи тонн других боеприпасов.

За заслуги перед Родиной, за успешное выполнение правительственных заданий в годы Великой Отечественной войны коллектив завода был награжден орденом Ленина (1943 г.) и орденом Отечественной войны I степени (1945 г.).

О трудовом подвиге сормовичей напоминает еще одна ценная реликвия – Красное знамя Государственного Комитета Обороны, оставленное заводу на вечное хранение, которое в годы войны 33 месяца подряд присуждалось заводу «Красное Сормово» за высокие результаты труда.

 

1949г.
Орден Ленина

За заслуги перед Родиной и советским народом и в связи со 100-летием со дня основания завода

НА МИРНЫЕ РЕЛЬСЫ

Закончилась Великая Отечественная война, советский народ возвращался к мирному труду.

С первых дней послевоенной пятилетки возобновилось и приняло широкий размах производство различных деталей для паровозов и вагонов. Сормовский завод становится единственным в стране поставщиком вагонных колес, а для сельского хозяйства – поставщиком газогенераторных установок и запасных частей для тракторов.

В канун 100-летнего юбилея «Красного Сормова» свыше 2000 новаторов и старых производственников были награждены значками «Отличник социалистического соревнования», а более 180 рабочим металлургических цехов присвоено звание «Лучший металлург». За заслуги перед Родиной и советским народом и в связи со 100-летием со дня основания завод был награжден вторым орденом Ленина. Это был четвертый орден на знамени завода.

1970г.
Орден Октябрьской Революции

За успешное выполнение восьмого пятилетнего плана и организацию производства новой техники.

НА ВЕРШИНЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Атомный ракетоносец «Скат»

Крупнейшим достижением сормовской школы подводного кораблестроения стало создание и строительство атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 670 «Скат», вооружённой крылатыми ракетами подводного старта, что обеспечивало выход ПЛ на стартовые позиции без потери скрытности.

В 1967 году атомная субмарина проекта 670 была спущена на воду. Накануне 50-летия Октября проведены государственные испытания, и головная АПЛ «Скат» была принята в состав Краснознамённого Северного Флота.

В 1970 году за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана и организацию производства новой техники завод «Красное Сормово» был награждён пятой государственной наградой – орденом Октябрьской революции.

К 100-ЛЕТИЮ ВЛКСМ. СОРМОВСКИЙ КОМСОМОЛ

29 Окт 2018

29 октября 2018 года в России и бывших республиках Советского Союза широко отмечается столетний юбилей самой массовой общественно-политической организации советской молодёжи – комсомола. Более 200 миллионов юношей и девушек в возрасте от 14 до 28 лет прошли в его рядах школу гражданского становления, школу жизни. О Сормовском комсомоле читайте в статье газеты "Красный Сормович".

СЕКРЕТАРЬ ЗАВОДСКОГО
КОМИТЕТА КОМСОМОЛА


Как отметил президент нашей страны Владимир Путин, «лучшие представители комсомола всегда были первыми. Выбирали трудные пути, защищали Родину в годину ратных испытаний, возводили новые города и посёлки. Осваивали целину, Сибирь и Дальний Восток. Активно участвовали в патриотическом движении, в реализации молодёжных проектов в сфере науки, культуры, образования, спорта».
Комсомол ушёл в историю, но память о нём, как свет далёкой и яркой звезды, ещё долго будет согревать душу тем, кто всегда жил по принципу – раньше думай о Родине, а потом о себе.
В большинстве регионов России столетие комсомола будет отмечаться на государственном уровне. 19 октября в Сормове уже прошли районные торжества «Это наша с тобой биография». Юбилейные мероприятии будут проведены и в ЦДТ,  и в Музее истории завода «Красное Сормово».

Сормовский комсомол отметит свой вековой юбилей чуть позже – в феврале 2019 года. Свидетельство его создания – поистине историческая телеграмма 1919 года с лаконичным текстом, направленная Сормовским райкомом комсомола в Москву, в ЦК РКСМ. Телеграмма гласит: «Организация двести членов возникла десятого сего февраля Сормово. Улица Свободы. Райкомол».
За 70 лет существования комсомольской организации на заводе «Красное Сормово» её возглавляли 35 секретарей заводского комитета ВЛКСМ. Сегодня мы хотим предоставить слово одному из когорты вожаков молодёжи, ветерану «Красного Сормова», заместителю генерального директора по экономике (1985-1999)  – Валерию Александровичу ЛИСИЦЫНУ, который стоял во главе заводского отряда комсомола с сентября 1970 по октябрь 1973 года.  Он награждён значком «За активную работу в комсомоле».

Валерий Александрович  называет два самых ярких события, связанных с его пребыванием в рядах ВЛКСМ: вступление в комсомол и работа в комсомольской организации завода «Красное Сормово».
Валерий Лисицын из того особого поколения, кого называют «дети войны». Он родился в Ярославле, за два года до Великой Отечественной, в семье рабочего Ярославского шинного завода. Отец прошёл всю войну и погиб при взятии Берлина. Ярославль бомбили, и маленький Валерий помнит те бомбёжки. Он, как и его сверстники, рос на примере подвигов героев-комсомольцев. Встать в ряды этой молодёжной организации было большой честью и большой ответственностью.
В комсомол вступил ещё в школе, в 1953 году. В то время семья жила в рабочем посёлке Медведок, на реке Вятке. Для утверждения решения первичной школьной организации о приеме в комсомол ребятам следовало прибыть в город Молотовск (ныне Нолинск), в райком комсомола, где и выдавался  комсомольский билет.
– Только приняли нас, выходим из райкома, видим – ферма горит! – вспоминает Валерий Александрович. – И мы, новоиспечённые комсомольцы, приняли участие в тушении пожара…
В 1959 году В.А. Лисицын окончил Горьковское речное училище по специальности «механизация грузовых работ», а впоследствии Горьковский институт инженеров водного транспорта по специальности «судовые машины и механизмы».  На завод «Красное Сормово», в отдел главного конструктора, пришёл в 1964 году.
Начинал конструктором, затем стал старшим конструктором, руководителем группы – начальником бюро. Молодёжь ОГК избирала его комсоргом. В 1969 году Лисицын стал председателем совета молодых специалистов завода, а в январе 1970-го возглавил комсомольскую организацию «Красного Сормова», уже будучи в то время членом КПСС.
– Это был совсем иной масштаб деятельности, – говорит Валерий Алексеевич. – Пришлось перестраиваться, провести внутреннюю мобилизацию.
Ведь тогда в комсомольской организации состояло более 5 тысяч комсомольцев, в том числе члены ВЛКСМ из ЦКБ по СПК, ЦКБ «Лазурит», ЦНИИТС, институтов «Сириус» и «Прометей».
Было непросто, вспоминаются удачи и промахи, взлёты и падения. Но всё же позитивных воспоминаний – больше.
Самым большим и главным делом сормовского комсомола стало в те годы строительство «комсомольской серии сухогрузов» – сухогрузных теплоходов проекта 1557 типа «Сормовский» класса «река-море». Для их строительства создавались комсомольские ударные отряды пятилетки. Головное судно «50 лет Советской власти» было построено в 1967 году. Всего со стапелей завода сошло 88 судов данной серии. Это была первая продукция завода, которая в 1971 году была удостоена Государственного Знака Качества СССР.
– Существовало тогда такое понятие – «Ленинский зачёт», – рассказывает Валерий Александрович. – Он был задуман и впервые проведён как одно из мероприятий в честь столетия В. И. Ленина, в апреле 1970  года. Затем стал  
регулярным мероприятием в комсомоле, оно проводилось с целью повышения политической активности молодёжи. Каждый комсомолец составлял свой личный план на год, на пятилетку, намечая для достижения определённые рубежи. В ходе Ленинского зачёта рассматривалось выполнение личных обязательств комсомольца на трудовом, учебном, общественном, спортивном поприще.  Сормовский рабочий-станочник Вячеслав Жоголев по итогам Ленинского зачёта стал Лауреатом премии ЦК ВЛКСМ.
А секретарь заводского комитета ВЛКСМ Валерий Лисицын был приглашён в  Москву, на научно-практическую конференцию, посвящённую 50-летию речи  В.И. Ленина на III съезде РКСМ. Он выступил с докладом «Роль первичной комсомольской организации в повышении и трудовой и общественно-политической активности рабочей молодежи». Его выступление с интересом было воспринято участниками конференции.
Делом заводского комсомола была и организация ежегодных заводских молодёжных научно-технических конференций. Горьковский обком ВЛКСМ выпустил сборник, где был обобщён опыт этой работы трёх крупнейших комсомольских организаций – Автозавода, авиационного завода и «Красного Сормова».
Дважды в год комсомольский актив – зимой и летом – собирался на семинарах. Кроме официальной части эти семинары включали культурную и спортивную составляющие.
Большое внимание комитет комсомола уделял шефской работе:  шефствовали над ударными стройками, над школами, над селом, и даже над Ташкентским танковым училищем. Ударными стройками на территории Сормовского района были объявлены Комсомольский посёлок и новый Дом пионеров, носивший в то время имя Петра Заломова. На его строительство пошли средства, заработанные на комсомольских субботниках.
В традициях тех лет была шефская помощь предприятий сельскому хозяйству.  У «Красного Сормова» было два подшефных района  – Уренский и Краснобаковский. Крупные цеха «прикреплялись» к конкретным колхозам. Заводской комитет комсомола принимал в этом деле активное участие.
Комсомольцы шефствовали над четырнадцатью детско-юношескими клубами района. К пионерским дружинам и отрядам прикрепляли вожатых из числа заводчан.
Комитет комсомола работал в тесном контакте со спортклубом «Красного Сормова», проводили даже заводские летние Олимпийские игры. Это был масштабный и массовый легкоатлетический праздник, где молодые физкультурники показывали значительные достижения. Регулярно проводились соревнования между цехами и отделами по традиционно культивируемым на заводе видам спорта – футболу, волейболу, а также лыжному спорту. Кстати, сам В.А. Лисицын – отличный лыжник, кандидат в мастера спорта.
В 1973 году Валерий Александрович вернулся на производство, стал заместителем начальника первого монтажного цеха и, как уже было сказано выше, вырос до заместителя генерального директора по экономике завода «Красное Сормово». Комсомольская школа, комсомольская закалка не раз в жизни помогала.
– Комсомол был великой организующей силой, это был фундамент, который помогал становлению и формированию молодой личности, направлял молодежь на замечательные практические дела. Здесь утверждались жизненные взгляды поколения, закладывались человеческие, исторические, национальные, нравственные ценности, здесь приобретался первый опыт общественной работы.
Жизнь показала, что нельзя выпускать из рук воспитательную работу с молодёжью, – убеждён Валерий Александрович Лисицын. – Отрадно видеть, что сегодня государство повернулось лицом к проблемам молодёжи.

 


МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ
СОРМОВСКОГО КОМСОМОЛА

Первая советская молодёжная организация в Сормове возникла 27 октября 1919 года в Сормовском отделении Нижегородского государственного университета, открытого по постановлению заводоуправления национализированных Сормовских заводов.

В 1929 году стала выходить газета рабочей молодёжи завода «Красное Сормово» – «Сормовский комсомолец». Оригинал первого номера газеты сегодня хранится в музее сормовского Центра детского творчества. На страницах газеты поднимаются вопросы производства и учёбы, воспитания и спорта. Звучат призывы к комсомольским ячейкам цехов ежемесячно перечислять половину дневного заработка «в подарок дальневосточной Красной Армии на укрепление культурно-бытовых условий бойцов, стоящих на защите советских границ», а  также призыв изучать иностранные языки.

После своего полёта в космос Юрий Гагарин стал формовщиком на «Красном Сормове». В начале 1960-х годов  комсомольцы завода стали инициаторами нового почина: в списки комсомольско-молодёжных бригад зачислялись известные герои. Так, бригада формовщиков фасонолитейного цеха решила навечно зачислить в свои ряды первого космонавта Земли, Героя Советского Союза Юрия Гагарина. В своей телеграмме Юрию Алексеевичу они писали: «Мы обещаем своей самоотверженно работой оправдать честь, что членом нашей бригады являетесь вы».
В 1982 году бригада судосборщиков 1-го судомонтажного цеха, работающая на постройке сухогруза «Николай Кузнецов», зачислила в список бригады легендарного героя-разведчика. Он числился судосборщиком четвёртого разряда, а его зарплата перечислялась в Фонд мира.

Материал подготовила Маргарита Финюкова.

 

Логотип Объединенной Судостроительной Компании Арсенал победы Новости Новости Новости Судостроение Новости Патенты сертификаты лицензии Новости Газета «Красный Сормович»