1939г.
Орден Трудового Красного Знамени

В ознаменование 90-й годовщины завода и за выдающиеся заслуги в деле судостроения и машиностроения

Первый орден заводу

В январе 1939 года коллектив рабочих судоверфи завода «Красное Сормово» закончил изготовление корпусов двух морских комбинированных землечерпалок мощностью 750 м3 грунта в час. Производство таких судов в СССР осваивалось впервые.

Трудовая победа сормовичей была одержана в преддверии знаменательного события: в 1939 году исполнялось 90 лет со дня основания завода.

4 декабря 1939 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР: «В ознаменование 90-й годовщины горьковского завода «Красное Сормово» и за выдающиеся заслуги в деле судостроения и машиностроения наградить завод «Красное Сормово» орденом Трудового Красного Знамени.

1943г.
Орден Ленина

За успешное выполнение задания по производству танков и бронекорпусов

Всё для Победы

Завод «Красное Сормово» внес значительный вклад в священное дело Победы. Перейти заводу, изготовлявшему суда, к производству танков – задача технически очень сложная. В суровое время, когда фронт приближался вплотную к Москве, Сормовский завод был превращен в одну из важнейших материально-технических баз обороны страны и стал крупнейшим арсеналом Советской Армии. Заводчане достойно выдержали все трудности и испытания войны, поставив фронту более 13 тысяч танков Т-34, 23 подводные лодки, а также  1,5 млн. снарядов для «Катюш» и тысячи тонн других боеприпасов.

За заслуги перед Родиной, за успешное выполнение правительственных заданий в годы Великой Отечественной войны коллектив завода был награжден орденом Ленина (1943 г.) и орденом Отечественной войны I степени (1945 г.).

1945г.
Орден Отечественной войны 1-й степени

За самоотверженный труд по организации массового выпуска танков и другой оборонной продукции

Всё для Победы

Завод «Красное Сормово» внес значительный вклад в священное дело Победы. Перейти заводу, изготовлявшему суда, к производству танков – задача технически очень сложная. В суровое время, когда фронт приближался вплотную к Москве, Сормовский завод был превращен в одну из важнейших материально-технических баз обороны страны и стал крупнейшим арсеналом Советской Армии. Заводчане достойно выдержали все трудности и испытания войны, поставив фронту более 13 тысяч танков Т-34, 23 подводные лодки, а также  1,5 млн. снарядов для «Катюш» и тысячи тонн других боеприпасов.

За заслуги перед Родиной, за успешное выполнение правительственных заданий в годы Великой Отечественной войны коллектив завода был награжден орденом Ленина (1943 г.) и орденом Отечественной войны I степени (1945 г.).

О трудовом подвиге сормовичей напоминает еще одна ценная реликвия – Красное знамя Государственного Комитета Обороны, оставленное заводу на вечное хранение, которое в годы войны 33 месяца подряд присуждалось заводу «Красное Сормово» за высокие результаты труда.

 

1949г.
Орден Ленина

За заслуги перед Родиной и советским народом и в связи со 100-летием со дня основания завода

НА МИРНЫЕ РЕЛЬСЫ

Закончилась Великая Отечественная война, советский народ возвращался к мирному труду.

С первых дней послевоенной пятилетки возобновилось и приняло широкий размах производство различных деталей для паровозов и вагонов. Сормовский завод становится единственным в стране поставщиком вагонных колес, а для сельского хозяйства – поставщиком газогенераторных установок и запасных частей для тракторов.

В канун 100-летнего юбилея «Красного Сормова» свыше 2000 новаторов и старых производственников были награждены значками «Отличник социалистического соревнования», а более 180 рабочим металлургических цехов присвоено звание «Лучший металлург». За заслуги перед Родиной и советским народом и в связи со 100-летием со дня основания завод был награжден вторым орденом Ленина. Это был четвертый орден на знамени завода.

1970г.
Орден Октябрьской Революции

За успешное выполнение восьмого пятилетнего плана и организацию производства новой техники.

НА ВЕРШИНЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Атомный ракетоносец «Скат»

Крупнейшим достижением сормовской школы подводного кораблестроения стало создание и строительство атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 670 «Скат», вооружённой крылатыми ракетами подводного старта, что обеспечивало выход ПЛ на стартовые позиции без потери скрытности.

В 1967 году атомная субмарина проекта 670 была спущена на воду. Накануне 50-летия Октября проведены государственные испытания, и головная АПЛ «Скат» была принята в состав Краснознамённого Северного Флота.

В 1970 году за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана и организацию производства новой техники завод «Красное Сормово» был награждён пятой государственной наградой – орденом Октябрьской революции.

Неизвестные факты о прототипе главного героя романа «Мать» рассказали на «Красном Сормове»

27 Мар 2021

Уникальные архивные материалы о Петре Заломове представили в музее истории ПАО «Завод «Красное Сормово» (входитОбъединенную судостроительную корпорацию). Именно этот революционер стал прототипом главного героя романа Горького «Мать». 27 марта потомки писателя Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова) посетили «Красное Сормово», где в конце ХIХ - начале ХХ века работал Петр Заломов. Гостям представили неизвестные факты о революционере и подарили подготовленную сотрудниками музея уникальную книгу – «Горький и Сормово».

Книга «Горький и Сормово» будет также храниться в библиотеке музея, где с ней смогут ознакомиться все желающие, сообщил генеральный директор ПАО «Завод «Красное Сормово» Михаил Першин. 

«Заботиться о сохранении исторической памяти Нижнего Новгорода необходимо, - подчеркнул Михаил Першин. - Это важно для следующих поколений нижегородцев. Без знания истории невозможно понять особый менталитет города, его характер. Именно поэтому я и поддержал идею о публикации книги «Горький и Сормово». 

Правнуки Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова) посетили здание, где работал Петр Заломов - прототип героя романа «Мать» Павла Власова.

Ремонтно-механический цех был построен в 1870-х годах, когда в России начался железнодорожный бум. Шло активное строительство железнодорожных путей. Страна нуждалась в большом количестве рельс, шпал и, конечно, паровозов и вагонов. Выгодный заказ получил и Сормовский завод. Паровозные цехи решили возвести в северной части завода, чтобы они группировались в единый комплекс. Поначалу сормовичи освоили производство товарных, а затем и пассажирских вагонов. В 1898 году на заводе выпустили первый паровоз. Петр Заломов работал в цеху слесарем. 

«Петр Заломов был неординарной личностью. Он был писателем и поэтом, причем часть его произведений до сих пор не публиковалась. Неопубликованные стихи Петра Заломова передали на «Красное Сормово» знакомые потомков революционера, и теперь уникальные машинописные страницы хранятся в нашем музее», - рассказала замдиректора музея истории «Красного Сормова» Маргарита Финюкова. 

Несмотря на то, что Максим Горький лично встретился с Петром Заломовым только в 1905 году, после нескольких лет переписки, семьи Пешковых и Заломовых были тесно связаны. «Дед писателя Василий Каширин стал крестным отцом бабушки Заломова, а она была крестной Варвары Пешковой - матери Алексея Максимовича», - отметила Маргарита Финюкова.

Нижегородец Петр Заломов стал организатором одной из первых в России первомайских демонстраций. В 1902 году он вышел на площадь с красным флагом. Смелость сормовского рабочего настолько поразила Максима Горького, что онначал переписываться с революционером. Петр Заломов рассказывал писателю о жизни сормовичей, своих товарищах. Эти материалы Максим Горький использовал при написании романа «Мать». Самого Петра писатель запечатлел в образе Павла Власова, а его мать Анну Кирилловну сделал главной героиней - Ниловной.

Исследования, которые провели сотрудники музея «Красного Сормова», важны для изучения и популяризации творчества Максима Горького, заявил правнук писателя Максим Пешков. «Хочу поблагодарить за то, что нам дали возможность побывать на «Красном Сормове». Здесь мы услышали факты, о которых до сих пор не знали. И я, и моя сестра благодарны за работу по сохранению памяти о Максиме Горьком и его творчестве, которая проделана в Нижнем Новгороде», - подчеркнул Максим Пешков.


 

Логотип Объединенной Судостроительной Компании Арсенал победы Новости Новости Новости Судостроение Новости Патенты сертификаты лицензии Новости Газета «Красный Сормович»