1939г.
Орден Трудового Красного Знамени

В ознаменование 90-й годовщины завода и за выдающиеся заслуги в деле судостроения и машиностроения

Первый орден заводу

В январе 1939 года коллектив рабочих судоверфи завода «Красное Сормово» закончил изготовление корпусов двух морских комбинированных землечерпалок мощностью 750 м3 грунта в час. Производство таких судов в СССР осваивалось впервые.

Трудовая победа сормовичей была одержана в преддверии знаменательного события: в 1939 году исполнялось 90 лет со дня основания завода.

4 декабря 1939 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР: «В ознаменование 90-й годовщины горьковского завода «Красное Сормово» и за выдающиеся заслуги в деле судостроения и машиностроения наградить завод «Красное Сормово» орденом Трудового Красного Знамени.

1943г.
Орден Ленина

За успешное выполнение задания по производству танков и бронекорпусов

Всё для Победы

Завод «Красное Сормово» внес значительный вклад в священное дело Победы. Перейти заводу, изготовлявшему суда, к производству танков – задача технически очень сложная. В суровое время, когда фронт приближался вплотную к Москве, Сормовский завод был превращен в одну из важнейших материально-технических баз обороны страны и стал крупнейшим арсеналом Советской Армии. Заводчане достойно выдержали все трудности и испытания войны, поставив фронту более 13 тысяч танков Т-34, 23 подводные лодки, а также  1,5 млн. снарядов для «Катюш» и тысячи тонн других боеприпасов.

За заслуги перед Родиной, за успешное выполнение правительственных заданий в годы Великой Отечественной войны коллектив завода был награжден орденом Ленина (1943 г.) и орденом Отечественной войны I степени (1945 г.).

1945г.
Орден Отечественной войны 1-й степени

За самоотверженный труд по организации массового выпуска танков и другой оборонной продукции

Всё для Победы

Завод «Красное Сормово» внес значительный вклад в священное дело Победы. Перейти заводу, изготовлявшему суда, к производству танков – задача технически очень сложная. В суровое время, когда фронт приближался вплотную к Москве, Сормовский завод был превращен в одну из важнейших материально-технических баз обороны страны и стал крупнейшим арсеналом Советской Армии. Заводчане достойно выдержали все трудности и испытания войны, поставив фронту более 13 тысяч танков Т-34, 23 подводные лодки, а также  1,5 млн. снарядов для «Катюш» и тысячи тонн других боеприпасов.

За заслуги перед Родиной, за успешное выполнение правительственных заданий в годы Великой Отечественной войны коллектив завода был награжден орденом Ленина (1943 г.) и орденом Отечественной войны I степени (1945 г.).

О трудовом подвиге сормовичей напоминает еще одна ценная реликвия – Красное знамя Государственного Комитета Обороны, оставленное заводу на вечное хранение, которое в годы войны 33 месяца подряд присуждалось заводу «Красное Сормово» за высокие результаты труда.

 

1949г.
Орден Ленина

За заслуги перед Родиной и советским народом и в связи со 100-летием со дня основания завода

НА МИРНЫЕ РЕЛЬСЫ

Закончилась Великая Отечественная война, советский народ возвращался к мирному труду.

С первых дней послевоенной пятилетки возобновилось и приняло широкий размах производство различных деталей для паровозов и вагонов. Сормовский завод становится единственным в стране поставщиком вагонных колес, а для сельского хозяйства – поставщиком газогенераторных установок и запасных частей для тракторов.

В канун 100-летнего юбилея «Красного Сормова» свыше 2000 новаторов и старых производственников были награждены значками «Отличник социалистического соревнования», а более 180 рабочим металлургических цехов присвоено звание «Лучший металлург». За заслуги перед Родиной и советским народом и в связи со 100-летием со дня основания завод был награжден вторым орденом Ленина. Это был четвертый орден на знамени завода.

1970г.
Орден Октябрьской Революции

За успешное выполнение восьмого пятилетнего плана и организацию производства новой техники.

НА ВЕРШИНЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Атомный ракетоносец «Скат»

Крупнейшим достижением сормовской школы подводного кораблестроения стало создание и строительство атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 670 «Скат», вооружённой крылатыми ракетами подводного старта, что обеспечивало выход ПЛ на стартовые позиции без потери скрытности.

В 1967 году атомная субмарина проекта 670 была спущена на воду. Накануне 50-летия Октября проведены государственные испытания, и головная АПЛ «Скат» была принята в состав Краснознамённого Северного Флота.

В 1970 году за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана и организацию производства новой техники завод «Красное Сормово» был награждён пятой государственной наградой – орденом Октябрьской революции.

Памяти Д.Е. Бенардаки.

10 Янв 2011

16 декабря 2010 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге была совершена панихида у гроба с останками основателя Сормовского завода Дмитрия Егоровича Бенардаки (1799-1870).

Дмитрий Егорович Бенардаки, российский меценат греческого происхождения. С 40 тысячами первоначального капитала в кратчайшие сроки он стал одним из богатейших людей России и к середине ХIХ века создал колоссальную промышленную империю, которая распростёрлась от Чёрного до Балтийского моря, и далее — до Байкала и Амура. Сфера деятельности Бенардаки первоначально включала в себя сельскохозяйственное производство, торговлю хлебом и винные откупа, впоследствии — громадные горнозаводский, золотодобывающий и машиностроительный комплексы, а также предприятия лёгкой промышленности — стекольный, лесопильный, кожевенный и стеариновый заводы, суконные, гвоздильные, полотняные и другие фабрики.

Но настоящей жемчужиной в короне промышленной империи Бенардаки стал Сормовский пароходо- и машиностроительный завод, основанный в 1849 году. С 1860 по 1870 год, до самой своей смерти Бенардаки был единоличным хозяином завода. Уже к середине 1850-х годов почти половина пароходов, которые ходили по Волге, были сормовской постройки. В 1870 году на заводе Бенардаки была построена первая в России мартеновская печь.

Бенардаки также был известным благотворителем: основывал благотворительные фонды для нуждающихся детей, создал несколько земледельческих колоний и приютов «Помощь детям». Он содержал больницы, строил православные Храмы в Петербурге, Сибири, Башкирии, на Урале. Он был дружен со многими деятелями культуры, был близок с Гоголем и помогал всем, кто нуждался в помощи.

Д.Е. Бенардаки, как один из богатейших людей России, участвовал в финансировании и реализации проектов государственной важности, таких как строительство заградительных сооружений Кронштадта — военно-морской базы Российского флота. За заслуги перед отечеством Бенардаки был награждён несколькими орденами Российской империи — орденом Святого Владимира IV и III степеней.

Дмитрий Егорович был захоронен в Греческой Посольской церкви (построенной на его же средства ) после своей смерти в Висбадене в 1870 г. Прибывший на Николаевский (ныне Московский) вокзал, гроб с телом Д.Е. Бенардаки встречал сам император. Это был первый и единственный случай в истории России, когда самодержец лично встречал гроб с телом человека, не принадлежавшего к императорской фамилии.

В 1938 г. Греческая Посольская церковь была закрыта для службы. В 1961 году было принято решение о строительстве на её месте Большого концертного зала «Октябрьский».

В 1962 г. при разборке фундамента рабочие обнаружили гроб с мумифицированным телом Бенардаки. Саркофаг был раскрыт и разграблен. Останки, пролежавшие под открытым небом около месяца, были отправлены в судебно-медицинский морг №1 г. Ленинграда. Дальнейшая судьба тела Бенардаки на протяжении многих лет оставалась неизвестной, а попытки найти его не приносили результатов.

В 2003 г. члены Ассоциации греческих общественных объединений России и «Русско-Греческого клуба им. Д. Бенардаки» получили информацию о том, что в запасниках музея Бюро судебно-медицинской экспертизы СПб найдены фрагменты человеческого тела, которые могут принадлежать Д.Е. Бенардаки, а в музее кафедры судебной медицины Государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова хранится препарат его сердца. Более 40 лет фрагменты тела Бенардаки «служили делу медицинской науки», образованию нескольких поколений российских медиков. Благодаря усилиям, предпринятым Ассоциацией греческих общественных объединений России, «Русско-греческим клубом им. Д. Бенардаки», за счет средств благотворительного фонда депутата Государственной Думы Ивана Игнатьевича Саввиди, специалистами Бюро судебно-медицинской экспертизы Санкт-Петербурга в течении 2010 г. были проведены работы по идентификации найденных останков.

Согласно заключению экспертов исследованные материалы являются останками выдающегося российского деятеля XIX века Дмитрия Егоровича Бенардаки.

После завершения панихиды в Свято-Троицком соборе саркофаг с останками Д.Е. Бенардаки был перенесён в актовый зал духовно-просветительного центра «Святодуховский», находящийся на территории Александро-Невской лавры.

Вопрос о том, где будут похоронены останки Д.Е. Бенардаки пока остаётся открытым. Есть несколько вариантов. Во-первых, Никольское кладбище Александро-Невской Лавры. Во-вторых, Некрополь деятелей искусств этой же Лавры. И, наконец, рассматривается возможность восстановления Греческой церкви, где по справедливости и должен обрести место своего последнего упокоения Дмитрий Егорович Бенардаки.

Логотип Объединенной Судостроительной Компании Арсенал победы Новости Новости Новости Судостроение Новости Патенты сертификаты лицензии Новости Газета «Красный Сормович»