1939г.
Орден Трудового Красного Знамени

В ознаменование 90-й годовщины завода и за выдающиеся заслуги в деле судостроения и машиностроения

Первый орден заводу

В январе 1939 года коллектив рабочих судоверфи завода «Красное Сормово» закончил изготовление корпусов двух морских комбинированных землечерпалок мощностью 750 м3 грунта в час. Производство таких судов в СССР осваивалось впервые.

Трудовая победа сормовичей была одержана в преддверии знаменательного события: в 1939 году исполнялось 90 лет со дня основания завода.

4 декабря 1939 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР: «В ознаменование 90-й годовщины горьковского завода «Красное Сормово» и за выдающиеся заслуги в деле судостроения и машиностроения наградить завод «Красное Сормово» орденом Трудового Красного Знамени.

1943г.
Орден Ленина

За успешное выполнение задания по производству танков и бронекорпусов

Всё для Победы

Завод «Красное Сормово» внес значительный вклад в священное дело Победы. Перейти заводу, изготовлявшему суда, к производству танков – задача технически очень сложная. В суровое время, когда фронт приближался вплотную к Москве, Сормовский завод был превращен в одну из важнейших материально-технических баз обороны страны и стал крупнейшим арсеналом Советской Армии. Заводчане достойно выдержали все трудности и испытания войны, поставив фронту более 13 тысяч танков Т-34, 23 подводные лодки, а также  1,5 млн. снарядов для «Катюш» и тысячи тонн других боеприпасов.

За заслуги перед Родиной, за успешное выполнение правительственных заданий в годы Великой Отечественной войны коллектив завода был награжден орденом Ленина (1943 г.) и орденом Отечественной войны I степени (1945 г.).

1945г.
Орден Отечественной войны 1-й степени

За самоотверженный труд по организации массового выпуска танков и другой оборонной продукции

Всё для Победы

Завод «Красное Сормово» внес значительный вклад в священное дело Победы. Перейти заводу, изготовлявшему суда, к производству танков – задача технически очень сложная. В суровое время, когда фронт приближался вплотную к Москве, Сормовский завод был превращен в одну из важнейших материально-технических баз обороны страны и стал крупнейшим арсеналом Советской Армии. Заводчане достойно выдержали все трудности и испытания войны, поставив фронту более 13 тысяч танков Т-34, 23 подводные лодки, а также  1,5 млн. снарядов для «Катюш» и тысячи тонн других боеприпасов.

За заслуги перед Родиной, за успешное выполнение правительственных заданий в годы Великой Отечественной войны коллектив завода был награжден орденом Ленина (1943 г.) и орденом Отечественной войны I степени (1945 г.).

О трудовом подвиге сормовичей напоминает еще одна ценная реликвия – Красное знамя Государственного Комитета Обороны, оставленное заводу на вечное хранение, которое в годы войны 33 месяца подряд присуждалось заводу «Красное Сормово» за высокие результаты труда.

 

1949г.
Орден Ленина

За заслуги перед Родиной и советским народом и в связи со 100-летием со дня основания завода

НА МИРНЫЕ РЕЛЬСЫ

Закончилась Великая Отечественная война, советский народ возвращался к мирному труду.

С первых дней послевоенной пятилетки возобновилось и приняло широкий размах производство различных деталей для паровозов и вагонов. Сормовский завод становится единственным в стране поставщиком вагонных колес, а для сельского хозяйства – поставщиком газогенераторных установок и запасных частей для тракторов.

В канун 100-летнего юбилея «Красного Сормова» свыше 2000 новаторов и старых производственников были награждены значками «Отличник социалистического соревнования», а более 180 рабочим металлургических цехов присвоено звание «Лучший металлург». За заслуги перед Родиной и советским народом и в связи со 100-летием со дня основания завод был награжден вторым орденом Ленина. Это был четвертый орден на знамени завода.

1970г.
Орден Октябрьской Революции

За успешное выполнение восьмого пятилетнего плана и организацию производства новой техники.

НА ВЕРШИНЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Атомный ракетоносец «Скат»

Крупнейшим достижением сормовской школы подводного кораблестроения стало создание и строительство атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 670 «Скат», вооружённой крылатыми ракетами подводного старта, что обеспечивало выход ПЛ на стартовые позиции без потери скрытности.

В 1967 году атомная субмарина проекта 670 была спущена на воду. Накануне 50-летия Октября проведены государственные испытания, и головная АПЛ «Скат» была принята в состав Краснознамённого Северного Флота.

В 1970 году за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана и организацию производства новой техники завод «Красное Сормово» был награждён пятой государственной наградой – орденом Октябрьской революции.

Сормовская подводная лодка «С-13» потопила лайнер Германии

01 Фев 2015

70 лет назад, 30 января 1945 года, подводная лодка «С-13», построенная на заводе «Красное Сормово» и входившая в состав Балтийского флота, под командованием капитана 3 ранга А.И. Маринеско потопила самый большой пассажирский лайнер Германии Wilhelm Gustloff («Вильгельм Густлофф») водоизмещение более 25 тыс. тонн, переоборудованный в военный транспорт. 10 февраля 1945 г. «С-13» потопила еще один вражеский корабль – крейсер «Генерал фон Штойбен», водоизмещением 14,6 тыс. тонн, который был переполнен техникой и гитлеровскими войсками.

О своей атаке на «Вильгельм Густлофф», командир подлодки С-13 А.И. Маринеско вспоминал: «Пассажиры бывают в мирное время, а в войну море - театр военных действий, и любое вражеское судно - корабль противника. «Густлофф» - не беззащитное гражданское судно, а военный транспорт, шедший под мощным прикрытием. Это был честный бой!» В 1990 году А.И.Маринеско был удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).

В поздней советской историографии данное событие получило название «Атаки века»; считается, что так назвали подвиг экипажа «С-13» английские историки. В городе Портсмут установлен бюст А.И.Маринеско именно за то, что его атака предотвратила новую морскую блокаду Англии (на борту транспорта находилось 3700 унтер-офицеров и 100 командиров-подводников, окончивших спецкурсы для управления подводными лодками, предназначенными для полной блокады Англии).

История строительства ПЛ: Рабочие чертежи ПЛ типа «Эски» серии IX-бис разрабатывались ленинградскими конструкторами в 1934 году. На заводе «Красное Сормово» «Эски» начали строится в 1936 году (головные «С-7» и «С-8»). Строительство ПЛ «С-13» началось в 1938 году.

Завод «Красное Сормово» за предвоенные и военные годы всего построил 59 подводных лодок, которые вошли в состав ВМФ; 29 из них погибли при несении боевой службы (на Балтийском море – 15 единиц, на Черном море - 9 и на Северном - 5).

За годы войны сормовичи построили и сдали флоту 22 подводные лодки самостоятельно и 5 – вместе с другими заводами (№ 638 г. Астрахань и № 402 г. Северодвинск). Это почти половина построенных в стране за это время (55 ед.) подводных лодок. Из числа построенных заводом «Красное Сормово» подводных лодок лучших результатов в боевых действиях добились: среди «Эсок» - «С-7», командир С.П. Лисин (5 боевых походов, потоплено 6 целей); «С-13», командиры П.П. Маланченко, А.И. Маринеско (5 боевых походов, потоплено 6 целей, из них два лайнера); среди «Щук» - «Щ-309» командиры И.С. Кабо, Н.А. Филов, П.П. Ветчинкин (10 боевых походов, потоплено 3 цели), «Щ-304» (2 боевых похода); «М-111» (29 боевых походов, потоплено 2 цели).

ОАО «Завод «Красное Сормово» - старейший российский судостроительный завод, основан в 1849 году. Сормовские кораблестроители внесли весомый вклад в Победу над фашизмом, поставив ВМФ каждую вторую из подводных лодок, построенных в стране за военные годы. Всего за три четверти века сормовичами построено более трехсот подводных лодок и спасательных аппаратов, 5 из них атомных. «Красное Сормово» в настоящее время входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация».

Логотип Объединенной Судостроительной Компании Арсенал победы Новости Новости Новости Судостроение Новости Патенты сертификаты лицензии Новости Газета «Красный Сормович»