1939г.
Орден Трудового Красного Знамени

В ознаменование 90-й годовщины завода и за выдающиеся заслуги в деле судостроения и машиностроения

Первый орден заводу

В январе 1939 года коллектив рабочих судоверфи завода «Красное Сормово» закончил изготовление корпусов двух морских комбинированных землечерпалок мощностью 750 м3 грунта в час. Производство таких судов в СССР осваивалось впервые.

Трудовая победа сормовичей была одержана в преддверии знаменательного события: в 1939 году исполнялось 90 лет со дня основания завода.

4 декабря 1939 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР: «В ознаменование 90-й годовщины горьковского завода «Красное Сормово» и за выдающиеся заслуги в деле судостроения и машиностроения наградить завод «Красное Сормово» орденом Трудового Красного Знамени.

1943г.
Орден Ленина

За успешное выполнение задания по производству танков и бронекорпусов

Всё для Победы

Завод «Красное Сормово» внес значительный вклад в священное дело Победы. Перейти заводу, изготовлявшему суда, к производству танков – задача технически очень сложная. В суровое время, когда фронт приближался вплотную к Москве, Сормовский завод был превращен в одну из важнейших материально-технических баз обороны страны и стал крупнейшим арсеналом Советской Армии. Заводчане достойно выдержали все трудности и испытания войны, поставив фронту более 13 тысяч танков Т-34, 23 подводные лодки, а также  1,5 млн. снарядов для «Катюш» и тысячи тонн других боеприпасов.

За заслуги перед Родиной, за успешное выполнение правительственных заданий в годы Великой Отечественной войны коллектив завода был награжден орденом Ленина (1943 г.) и орденом Отечественной войны I степени (1945 г.).

1945г.
Орден Отечественной войны 1-й степени

За самоотверженный труд по организации массового выпуска танков и другой оборонной продукции

Всё для Победы

Завод «Красное Сормово» внес значительный вклад в священное дело Победы. Перейти заводу, изготовлявшему суда, к производству танков – задача технически очень сложная. В суровое время, когда фронт приближался вплотную к Москве, Сормовский завод был превращен в одну из важнейших материально-технических баз обороны страны и стал крупнейшим арсеналом Советской Армии. Заводчане достойно выдержали все трудности и испытания войны, поставив фронту более 13 тысяч танков Т-34, 23 подводные лодки, а также  1,5 млн. снарядов для «Катюш» и тысячи тонн других боеприпасов.

За заслуги перед Родиной, за успешное выполнение правительственных заданий в годы Великой Отечественной войны коллектив завода был награжден орденом Ленина (1943 г.) и орденом Отечественной войны I степени (1945 г.).

О трудовом подвиге сормовичей напоминает еще одна ценная реликвия – Красное знамя Государственного Комитета Обороны, оставленное заводу на вечное хранение, которое в годы войны 33 месяца подряд присуждалось заводу «Красное Сормово» за высокие результаты труда.

 

1949г.
Орден Ленина

За заслуги перед Родиной и советским народом и в связи со 100-летием со дня основания завода

НА МИРНЫЕ РЕЛЬСЫ

Закончилась Великая Отечественная война, советский народ возвращался к мирному труду.

С первых дней послевоенной пятилетки возобновилось и приняло широкий размах производство различных деталей для паровозов и вагонов. Сормовский завод становится единственным в стране поставщиком вагонных колес, а для сельского хозяйства – поставщиком газогенераторных установок и запасных частей для тракторов.

В канун 100-летнего юбилея «Красного Сормова» свыше 2000 новаторов и старых производственников были награждены значками «Отличник социалистического соревнования», а более 180 рабочим металлургических цехов присвоено звание «Лучший металлург». За заслуги перед Родиной и советским народом и в связи со 100-летием со дня основания завод был награжден вторым орденом Ленина. Это был четвертый орден на знамени завода.

1970г.
Орден Октябрьской Революции

За успешное выполнение восьмого пятилетнего плана и организацию производства новой техники.

НА ВЕРШИНЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Атомный ракетоносец «Скат»

Крупнейшим достижением сормовской школы подводного кораблестроения стало создание и строительство атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 670 «Скат», вооружённой крылатыми ракетами подводного старта, что обеспечивало выход ПЛ на стартовые позиции без потери скрытности.

В 1967 году атомная субмарина проекта 670 была спущена на воду. Накануне 50-летия Октября проведены государственные испытания, и головная АПЛ «Скат» была принята в состав Краснознамённого Северного Флота.

В 1970 году за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана и организацию производства новой техники завод «Красное Сормово» был награждён пятой государственной наградой – орденом Октябрьской революции.

Суда завода «Красное Сормово» примут участие в Параде Победы

07 Май 2022

Зрители Парада в Нижнем Новгороде смогут увидеть морской буксир «Грифон-3» типа «Сатурн». Суда этого типа прозвали «незаметными героями морского фронта»: они сопровождают эшелоны военных кораблей и используются как пограничные сторожевые корабли. Вдоль Нижневолжской набережной также пройдет буксир «Сормович». Судно получило свое название в память о трудовом подвиге сотрудников ПАО «Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) в 1941 – 1945 гг.
 
В годы войны на «Красном Сормове» построили более 13 тысяч танков Т-34 – почти столько же, сколько во всей Германии с 1941 по 1945 гг., напомнил генеральный директор завода, депутат Законодательного собрания Нижегородской области Михаил Першин.

«Летом 1941-го сормовичи решили невероятно сложную задачу, всего за полтора месяца перестроив производство и начав выпуск боевых машин. Летом 1942-го на заводе придумали, как увеличить выпуск танков: первая сверхплановая партия вышла в июле. Уже в августе количество Т-34 выросло вновь. В том же месяце «Красное Сормово» получил переходящее Красное Знамя - более высокой трудовой награды тогда не было. Завод удерживал ее 33 месяца! Это единственный подобный случай за всю историю Великой Отечественной войны», - рассказал Михаил Першин.

Исследование истории работы сормовских предприятий в годы войны продолжается, добавил депутат. В 2022 году расширится экспозиция музея завода «Красное Сормово». Посетители смогут впервые увидеть опытные и уникальные образцы техники сормовского производства для нужд военно-морского флота.

«В этом году также готовим новые историко-краеведческие проекты для молодежи, главная задача которых – больше рассказать о трудовом подвиге жителей Сормовского района в годы войны, раскрыть до сих пор малоизвестные факты», - отметил Михаил Першин.

Всего в водной части Парада Победы в Нижнем Новгороде примут участие три судна, входящие в состав флота завода «Красное Сормово»: «Грифон-3», буксиры «Сормович» и «Бурлак» (его технические характеристики аналогичны характеристикам «Сормовича»).

9 мая 2022 года нижегородский Парад Победы покажут в эфире региональных телекомпаний после завершения Парада Победы на Красной площади в Москве. Заключительной частью Парада Победы в Нижнем Новгороде станет шествие «Бессмертного полка», которое также будет транслироваться на региональных телеканалах. Для удобства нижегородцев на площади Народного Единства и на территории Нижегородской ярмарки будут установлены экраны, на которых также будет идти прямая трансляция нижегородского Парада Победы.

Справка.

Морской буксир «Грифон-3» (типа «Сатурн») 

Суда этого типа прозвали «невидимыми героями морского фронта». Морские буксиры типа «Сатурн» спроектированы специально для нужд военно-морского флота. 

Благодаря высокой маневренности буксиры могут транспортировать гражданские суда и военные корабли любого типа, а также сопровождать эшелоны военно-морского флота и расчищать замкнутые акватории от ледяного покрова. Ледокольный нос, противоледовое усиление обшивки и противоледовая защита винторулевого комплекса позволяют круглогодично эксплуатировать буксиры типа «Сатурн» во всех неарктических морях бывшего СССР и в арктических районах в летне-осенний период.

Эти буксиры также применяются для тушения пожаров на судах различного типа, доставки оборудования к местам аварий и как пограничные сторожевые корабли.

Буксир «Сормович»

Судно построено на АО «ЦС «Звездочка» (входит в АО «ОСК») по техническому заданию ПАО «Завод «Красное Сормово» и содержит ряд технических усовершенствований, позволяющих буксировать грузовые суда повышенной вместимости.

Название «Сормович» присвоено буксиру в память о трудовом подвиге сотрудников завода «Красное Сормово» в годы Великой Отечественной.

С началом Великой Отечественной войны, выполняя Постановление Государственного Комитета Обороны № 1 от 1 июля 1941 года о немедленной организации производства танков Т-34 и боеприпасов, коллектив завода за полтора месяца перестроил производство и начал выпуск боевых машин. Было введено в эксплуатацию 26 000 квадратных метров производственных площадей и новых цехов, смонтировано порядка 600 станков – и через три с небольшим месяца из Сормова под Москву ушли первые танки, впоследствии признанные лучшими танками Второй мировой войны.

Сормовские танки отличились в боях за Москву, в Сталинградской и Курской битвах, при освобождении городов Европы и при штурме Берлина. Десятки Т-34 сормовской постройки стали памятниками боевому и трудовому подвигу народа.

Сормовичи выпустили 3 миллиона снарядов для «катюш» и для ствольной артиллерии.

Из 55 подводных лодок, построенных в годы войны в Советском Союзе, 27 ПЛ были сормовскими. К началу войны на заводе было создано одиннадцать «Щук», многие из которых героически проявили себя уже в Финской военной кампании 1940 года. В 1936 году заводу поручено два новых проекта: подлодки серии «М», за свои размеры получившие название «Малютки», и легендарные «Сталинцы» (суда серии «С» или «эски»). Двадцать одна «эска» и пятнадцать «малюток» пополнили советский Военно-Морской Флот в предвоенные годы. К началу войны все лодки сормовской постройки были на вооружении и составляли 20% от общего числа боевых подлодок.

С января 42-го года в Сормове был возобновлен выпуск подлодок, приостановленный с началом Великой Отечественной войны. За военные годы сормовичи построили и сдали Военно-Морскому Флоту 27 дизельных подводных лодок, которые совершили десятки боевых походов. Восемь подводных лодок стали Краснознамёнными, четыре подводные лодки – Гвардейскими.

На «эске» («С-13») сормовской постройки в 1945 году экипажу под командованием капитана Александра Маринеско удалось потопить немецкий транспорт «Вильгельм Густлофф», сорвав планы фашистов по усилению блокады Англии. В память об этой «атаке века» в Нижегородском Кремле установлена копия ограждения рубки «С-13».

За период Великой Отечественной войны завод «Красное Сормово» в 5,5 раза увеличил выпуск товарной продукции, производительность труда возросла в 4 раза. Высокий патриотизм и мастерство сормовских рабочих в сочетании с талантом инженеров и конструкторов помогли одержать победу в самой страшной из войн.

За героический труд коллектив «Красного Сормова» был награжден орденом Ленина (1943), орденом Великой Отечественной (1945). В годы войны завод 33 раза завоевывал переходящее Красное Знамя ГКО. За особые заслуги оно оставлено заводу на вечное хранение. В годы Великой Отечественной войны 18 заводчан получили звание Герой Советского Союза, трое стали полными кавалерами Ордена Славы.
 

Логотип Объединенной Судостроительной Компании Арсенал победы Новости Новости Новости Судостроение Новости Патенты сертификаты лицензии Новости Газета «Красный Сормович»