1939г.
Орден Трудового Красного Знамени

В ознаменование 90-й годовщины завода и за выдающиеся заслуги в деле судостроения и машиностроения

Первый орден заводу

В январе 1939 года коллектив рабочих судоверфи завода «Красное Сормово» закончил изготовление корпусов двух морских комбинированных землечерпалок мощностью 750 м3 грунта в час. Производство таких судов в СССР осваивалось впервые.

Трудовая победа сормовичей была одержана в преддверии знаменательного события: в 1939 году исполнялось 90 лет со дня основания завода.

4 декабря 1939 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР: «В ознаменование 90-й годовщины горьковского завода «Красное Сормово» и за выдающиеся заслуги в деле судостроения и машиностроения наградить завод «Красное Сормово» орденом Трудового Красного Знамени.

1943г.
Орден Ленина

За успешное выполнение задания по производству танков и бронекорпусов

Всё для Победы

Завод «Красное Сормово» внес значительный вклад в священное дело Победы. Перейти заводу, изготовлявшему суда, к производству танков – задача технически очень сложная. В суровое время, когда фронт приближался вплотную к Москве, Сормовский завод был превращен в одну из важнейших материально-технических баз обороны страны и стал крупнейшим арсеналом Советской Армии. Заводчане достойно выдержали все трудности и испытания войны, поставив фронту более 13 тысяч танков Т-34, 23 подводные лодки, а также  1,5 млн. снарядов для «Катюш» и тысячи тонн других боеприпасов.

За заслуги перед Родиной, за успешное выполнение правительственных заданий в годы Великой Отечественной войны коллектив завода был награжден орденом Ленина (1943 г.) и орденом Отечественной войны I степени (1945 г.).

1945г.
Орден Отечественной войны 1-й степени

За самоотверженный труд по организации массового выпуска танков и другой оборонной продукции

Всё для Победы

Завод «Красное Сормово» внес значительный вклад в священное дело Победы. Перейти заводу, изготовлявшему суда, к производству танков – задача технически очень сложная. В суровое время, когда фронт приближался вплотную к Москве, Сормовский завод был превращен в одну из важнейших материально-технических баз обороны страны и стал крупнейшим арсеналом Советской Армии. Заводчане достойно выдержали все трудности и испытания войны, поставив фронту более 13 тысяч танков Т-34, 23 подводные лодки, а также  1,5 млн. снарядов для «Катюш» и тысячи тонн других боеприпасов.

За заслуги перед Родиной, за успешное выполнение правительственных заданий в годы Великой Отечественной войны коллектив завода был награжден орденом Ленина (1943 г.) и орденом Отечественной войны I степени (1945 г.).

О трудовом подвиге сормовичей напоминает еще одна ценная реликвия – Красное знамя Государственного Комитета Обороны, оставленное заводу на вечное хранение, которое в годы войны 33 месяца подряд присуждалось заводу «Красное Сормово» за высокие результаты труда.

 

1949г.
Орден Ленина

За заслуги перед Родиной и советским народом и в связи со 100-летием со дня основания завода

НА МИРНЫЕ РЕЛЬСЫ

Закончилась Великая Отечественная война, советский народ возвращался к мирному труду.

С первых дней послевоенной пятилетки возобновилось и приняло широкий размах производство различных деталей для паровозов и вагонов. Сормовский завод становится единственным в стране поставщиком вагонных колес, а для сельского хозяйства – поставщиком газогенераторных установок и запасных частей для тракторов.

В канун 100-летнего юбилея «Красного Сормова» свыше 2000 новаторов и старых производственников были награждены значками «Отличник социалистического соревнования», а более 180 рабочим металлургических цехов присвоено звание «Лучший металлург». За заслуги перед Родиной и советским народом и в связи со 100-летием со дня основания завод был награжден вторым орденом Ленина. Это был четвертый орден на знамени завода.

1970г.
Орден Октябрьской Революции

За успешное выполнение восьмого пятилетнего плана и организацию производства новой техники.

НА ВЕРШИНЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Атомный ракетоносец «Скат»

Крупнейшим достижением сормовской школы подводного кораблестроения стало создание и строительство атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 670 «Скат», вооружённой крылатыми ракетами подводного старта, что обеспечивало выход ПЛ на стартовые позиции без потери скрытности.

В 1967 году атомная субмарина проекта 670 была спущена на воду. Накануне 50-летия Октября проведены государственные испытания, и головная АПЛ «Скат» была принята в состав Краснознамённого Северного Флота.

В 1970 году за успешное выполнение восьмого пятилетнего плана и организацию производства новой техники завод «Красное Сормово» был награждён пятой государственной наградой – орденом Октябрьской революции.

В Парке Победы открыли мемориальную композицию в честь 100-летия отечественного танкостроения

28 Авг 2020

27 августа в Парке Победы в Нижнем Новгороде прошла торжественная церемония открытия памятника советскому танкисту Зиновию Колобанову. Событие приурочено к празднованию 100-летия отечественного танкостроения, начало которому было положено на заводе "Красное Сормово".

В мероприятии приняли участие губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, генеральный директор АО «Концерн «Уралвагонзавод» Александр Потапов, вице-президент и председатель Волго-Вятского банка ПАО «Сбербанк» Петр Колтыпин, генеральный директор ПАО «Завод «Красное Сормово» Михаил Першин, почетный консул Республики Армения в Нижегородской области Агаси Алекян и другие.

«егодня мы собрались здесь, в Парке Победы, чтобы почтить вклад нижегородцев в дело отечественного танкостроения и еще раз вспомнить подвиг наших соотечественников. Нижний Новгород является родиной первого отечественного танка: сто лет назад на заводе «Красное Сормово» было произведено испытание на ходу танка «Борец за свободу тов. Ленин». Сотни рабочих и инженеров со всей страны вкладывали свой труд и энергию, чтобы отечественный танк стал реальностью, огромную роль сыграли здесь и сормовичи. Всего на заводе «Красное Сормово» за годы Великой Отечественной войны было выпущено более 12 тысяч средних танков Т-34. Это неотъемлемая часть трудового подвига горьковчан, в память о котором в 2020 году Нижнему Новгороду присвоено почетное звание «Город трудовой доблести», — отметил Глеб Никитин.

«В композицию, посвященную 100-летию танкостроения, вошел макет первого отечественного танка, а также танки ИС-2 и Т-34. Центральное место занимает памятник советскому танкисту Зиновию Колобанову, созданный по инициативе местных ветеранов. Во время Великой Отечественной войны Зиновий Григорьевич в одном бою уничтожил 22 танка противника», — добавил губернатор Нижегородской области.

«Сормовичи всегда проявляли высшую степень ответственности в вопросе укрепления обороноспособности нашей страны. 170 лет истории завода неоднократно доказывали, что „Красное Сормово“ — завод-универсал, завод-первопроходец. Мы гордимся тем, что наши люди были первыми не только в судостроении. Мы еще и первый танк в России построили. Поэтому мы открываем сегодня памятник нижегородцам — смелым, предприимчивым, волевым, отважным. Такими были сормовичи, таким был и Зиновий Колобанов», — рассказал Михаил Першин.

«Отечественная танковая промышленность прошла путь от модификации танка французской автомобильной фирмы „Рено“ до самостоятельной отрасли с оригинальными конструкторскими и технологическими решениями. Мы можем гордиться тем, что этот путь длиною в сто лет начинался на нижегородской земле. И вот в ту же дату — 27 августа — 13 лет назад по указу президента было принято решение о создании корпорации „Уралвагонзавод“, которая объединила конструкторские бюро и промышленные предприятия. Танки, которые сегодня стоят на защите наших рубежей, — лучшие в мире. Ключевое выставочное событие сферы обеспечения обороны и безопасности государства — форум „Армия-2020“, который сейчас проходит, еще раз это доказывает. Однако танк без экипажа — ничто. Хочется, чтобы подрастающее поколение понимало это, знало отечественную историю и наших героев — защитников Родины. Только тогда нас ждет светлое будущее», — отметил Александр Потапов.

Памятник Зиновию Колобанову установлен на средства меценатов. В числе инвесторов — АО «Концерн Уралвагонзавод», ПАО «Завод «Красное Сормово», ПАО «Сбербанк», а также почетный консул Республики Армения в Нижегородской области Агаси Алекян, генеральный директор ООО «Столица Нижний» Олег Головко и генеральный директор ООО «ФОБОС-ТС» Сергей Лазарев.

«Теперь у Парка Победы появилась душа, ведь без человека машина теряет всякую силу. Без танкиста, его мужества и воли к победе любая техника — только груда железа. И я искренне рад, что такое логичное и стройное завершение композиции парка происходит с участием Сбербанка. Мы и в дальнейшем готовы поддерживать проекты парка и реализовывать инициативы региона. Развитие инфраструктуры Нижегородской области является одним из важнейших направлений работы банка», — подчеркнул Петр Колтыпин.

Монумент не случайно установлен в Парке Победы. Мемориальный парк — основной объект инфраструктуры патриотического воспитания в регионе. На его территории выставлена масштабная экспозиция из более 40 образцов военной техники, произведенной в разные годы на нижегородских и других заводах России.

Справка.   

Датой начала эпохи отечественного танкостроения принято считать 31 августа 1920 года. В этот день на заводе «Красное Сормово» было произведено испытание на ходу первого российского танка «Борец за свободу тов. Ленин». Он стал модификацией легкого танка известной французской автомобильной фирмы «Рено», который выпускался с 1917 года. Рено FT-17 — первый серийный легкий танк и первый танк, имевший башню кругового вращения. Один из самых удачных танков Первой мировой войны. Модифицированный вариант выпускался в Советской России под названием «Рено Русский». Грозную для своего времени боевую машину собирали в дизельном цехе (ныне — цех ОСМ). Двигатели поставлялись с московского завода АМО (будущего ЗИЛа), вооружение — с Путиловского и Обуховского заводов, броня-заготовка — с Ижорского завода, а ее термическая и механическая обработка производилась на «Красном Сормове». В строительстве первого танка принимал участие знаменитый советский инженер-конструктор, создатель легендарного танка Т-34 Михаил Кошкин.

Зиновий Григорьевич Колобанов (родился 25 декабря 1910 г в с. Арефино Владимирской губернии (ныне Вачский район Нижегородской области), умер 8 августа 1994 г. в Минске) — советский танкист, старший лейтенант, командир роты тяжелых танков в Великую Отечественную войну. После окончания восьми классов средней школы учился в Горьковском индустриальном техникуме. В мае 1936 года окончил Орловское бронетанковое училище имени М. В. Фрунзе. Участвовал в советско-финской войне 1939−1940 годов и в Великой Отечественной войне.

20 августа 1941 года, во время Кингисеппско-Лужской оборонительной операции, экипаж его танка КВ-1 в одном бою в районе стратегического транспортного узла Войсковицы-Красногвардейск (ныне Гатчина) подбил из засады 22 танка противника в колонне. Всего же полуротой Колобанова, состоявшей из пяти тяжелых танков КВ-1, совместно с курсантами пограничного училища и ополченцами Ленинграда в этот день в том районе было подбито 43 немецких танка.

Зиновий Колобанов был награжден двумя Орденами Красного Знамени, Орденом Отечественной войны 1-й степени, Орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.».

Материалы: Пресс-служба Правительства Нижегородской области

Логотип Объединенной Судостроительной Компании Арсенал победы Новости Новости Новости Судостроение Новости Патенты сертификаты лицензии Новости Газета «Красный Сормович»